Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Лозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования средств видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Крамаренко Марины Владимировны к НКО "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" о признании отказа незаконным, с использованием средств видео-конференц-связи, по кассационной жалобе Крамаренко Марины Владимировны на решение Центрального районного суда города Симферополя от 3 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав объяснения Крамаренко Марины Владимировны, представителя НКО "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" по доверенности ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крамаренко М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Некоммерческой организации "Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования", третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора администрация города Ялта Республики Крым о признании отказа незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что согласно свидетельству о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко М.В. на праве собственности принадлежит "данные изъяты" доли трехкомнатной "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м, жилой площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу "адрес", что составляет от общей площади- "данные изъяты" кв.м, жилой 7, 78 кв.м. Постановлением администрации "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п истец признана лицом, соответствующим категории граждан, имеющих общую обеспеченность общей площадью жилых помещений не более "данные изъяты" кв.м.
В расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, имеющим право на приобретение жилья экономического класса и включена в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации "Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
ДД.ММ.ГГГГ истцом поданы документы в Некоммерческую организацию "Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" с отметкой за исключением первого и девятого этажей.
ДД.ММ.ГГГГ получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ N, которым отказано в приобретении стандартного жилья по основаниям неполноты предоставления документов, предоставления документов, содержащих противоречивые сведения, не соответствие статуса требованиям пунктов 2.1. и 3.18 Порядка N 75.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на жалобу истца от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик сослался на то, что согласно представленному заявлению и анкеты указаны два дополнительных адреса проживания: "адрес" и "адрес". (указанный как фактический адрес проживания); при этом документов из которых можно установить занимаемую истцом площадь в указанных истцом помещениях не предоставлено; полученные документы не подтверждают соответствие заявителя категории граждан по которым она была включена в список граждан и соответственно п. 2.1 Порядка.
При этом, адрес: "адрес" указан истцом, как адрес для направления почтовой корреспонденции; второй адрес: "адрес" - адрес проживания по договору найма жилого помещения по месту новой работы Управление федерального казначейства по Республике Крым.
Истец указывает, что при обращении к ответчику в 2019 году с аналогичным заявлением предоставлена квартира для приобретения, но на первом этаже, в связи с чем истец от нее отказалась и подала документы вновь в 2020 году. Указала, что действиями ответчика по отказу в приобретении стандартного жилья в 2020 году нарушены права в части приобретения жилья по программе.
Решением Центрального районного суда города Симферополя от 3 сентября 2021 года исковое заявление Крамаренко Марины Владимировны к НКО "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" о признании отказа незаконным оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 марта 2022 года решение Центрального районного суда города Симферополя от 3 сентября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Крамаренко М.В, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, указывая о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Возражения относительно кассационной жалобы в суд не поступили.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились Крамаренко М.В, поддержавшая жалобу, представитель НКО "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" по доверенности ФИО2, возражавшая против удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены судебных актов не установила.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ собственниками "адрес" расположенной по адресу "адрес", являются ФИО9 и члены ее семьи, ФИО10, Крамаренко М.В, ФИО11, Крамаренко М.В. в равных долях, общая площадь квартиры - "данные изъяты" кв.м.
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым N-п от ДД.ММ.ГГГГ, Крамаренко М.В. с составом семьи из одного человека признана лицом, соответствующим категории граждан, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более "данные изъяты" кв.м, в расчета на гражданина и каждого совместно проживающего в гражданином члена его семьи, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
Крамаренко М.В. включена в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко М.В. обратилась с заявлением к директору Некоммерческой организации "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" о приобретении стандартного жилья в многоквартирном доме по адресу "адрес" в районе школы N 36 II очередь жилой дом тип 3. В заявлении указала место проживания: "адрес".
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко М.В. вновь обратилась с заявлением к директору Некоммерческой организации "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" о приобретении стандартного жилья в многоквартирном доме по адресу "адрес" в районе школы N 36 II очередь жилой дом тип 1, указав адрес: "адрес".
Согласно Порядку, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 15.02.2017 года N 75, к заявлению истец приложила копию паспорта, копию свидетельства о праве собственности на жилое помещение, адресную справку N, адресную справку, копию страхового свидетельства, копию постановления 1590-п.
Согласно паспорту Крамаренко М.В. зарегистрирована по адресу "адрес" повторно с ДД.ММ.ГГГГ.
Из адресных справок, выданных заместителем начальника ОВМ УМВД России по г. Ялта ДД.ММ.ГГГГ по адресу "адрес", кроме истца зарегистрированы по месту жительства Крамаренко М.В. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно анкете гражданина, включенного с Реестр граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья от ДД.ММ.ГГГГ, адрес регистрации Крамаренко М.В. указан: "адрес", а адрес фактического проживания "адрес"
В соответствии с ответом Некоммерческой организации "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" от ДД.ММ.ГГГГ N Крамаренко М.В. отказано в приобретении жилья по основаниям неполноты предоставления документов, предоставлении документов, содержащих противоречивые сведения, несоответствия требованиям п.2.1 Порядка и условий приобретения гражданами стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования", утвержденного постановлением Советом Министра Республики Крым от 15 февраля 2017 годаN 75.
ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко М.В. направила в Фонд заявление о разъяснении причин отказа в приобретении стандартного жилья, указанных в ответе от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Фондом направлен ответ истцу, в котором указано о причинах отказа. Фондом указано, что представленные Крамаренко М.В. документы не подтверждают соответствие заявителя категории граждан, по которой заявитель включен в список граждан, и соответственно порядка п.2.1 Порядка; разъяснено право на повторное обращение в Фонд с заявлением о приобретении жилого помещения после устранения причин отказа, указаны обстоятельства, которые необходимо учесть при повторной подаче заявления: предоставить документы, подтверждающие наличие права на преимущественное приобретение жилья, подаваемые документы не должны содержать противоречий.
В целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15 февраля 2017 года N 75 утвержден Порядок и условия приобретения гражданами стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования".
Порядок устанавливает правила проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным Законом N 130-ЗРК/2015 категориям граждан, формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья.
Согласно п. 2.1 Порядка N 75 право на приобретение жилья экономического класса на территории Республики Крым имеют категории граждан, установленные статьей 34.1 Закона N 130-ЗРК/2015.
Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений, указанный в подпункте 1 пункта 2.1 Порядка, определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Право на приобретение жилья экономического класса предоставляется гражданам один раз при условии, что граждане не реализовали право на улучшение жилищных условий в рамках иных государственных и республиканских программ, а также не приобрели земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Реестр граждан ведет Фонд по форме, приведенной в приложении 4 к Порядку, на основании сведений списков граждан, полученных от органов местного самоуправления (п.4.1).
Гражданин, включенный органом местного самоуправления в список граждан, имеет право на приобретение стандартного жилья в любом объекте жилищного строительства, строящемся (построенном) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" (п.3.2).
Советом министров Республики Крым от 27.02.2017 N 104 принято Постановление "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии Некоммерческой организации "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" на оказание содействия в обеспечении стандартным жильем отельных категорий граждан и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 26 июня 2015 года N 352.
Согласно п.2.19-1 постановления N104 (пп. 2.19-1 введен Постановлением Совета министров Республики Крым от 26.03.2018 N 130) в случае, если Фондом выявлены расхождения между сведениями, содержащимися в документах, представленных гражданином-получателем, и данными, содержащимися в Реестре граждан, гражданину-получателю отказывается в предоставлении социальной выплаты до приведения документов в соответствие путем внесения соответствующих изменений в решение органа местного самоуправления.
Если расхождения, указанные в абзаце первом, связаны с уменьшением состава семьи гражданина-получателя по отношению к составу семьи, указанному в Реестре граждан, без изменения лиц, ее составляющих (по причине развода супругов или гибели членов семьи), или такие расхождения выявлены в отношении лиц, не включенных в Реестр граждан и не являющихся членами семьи гражданина-получателя, определенных подпунктом 2.9.4 пункта 2.9 настоящего Порядка, при отсутствии решения суда о признании таких лиц членами семьи гражданина получателя, Фондом положения абзаца первого настоящего пункта об отказе в предоставлении социальной выплаты не применяются.
Как следует из ответов Фонда, одним из основанием отказа явился тот факт, что предоставленная истцом информация указывала на обеспеченность истца общей площадью жилых помещений по месту регистрации выше нормы, установленной п.п.1 п.2.1 постановления N75 и п.2.9.3 постановления N104, также у истца установлена дополнительная площадь по фактическому месту проживания, указанная в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ("адрес").
Установленные расхождения Фондом не связаны с обстоятельствами, указанными в абз. 2 п. 2.19-1 Постановления N 104.
Истец включена в Реестр граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья одна, соответственно, ее обеспеченность жилых помещений должна быть менее "данные изъяты" кв.м.
При включении истца в Реестр муниципальными органами учитывалась только жилое помещение - "адрес".
Фондом, исходя из заявления истца, установлено еще одно место проживания: "адрес", что в документах, представленных гражданином-получателем, и данными, содержащимися в Реестре граждан, что само по себе являлось основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты до приведения документов в соответствие путем внесения соответствующих изменений в решение органа местного самоуправления.
Кроме того, истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ и заявлении от ДД.ММ.ГГГГ указано еще одно жилое помещение "адрес", как адрес получения почтовой корреспонденции.
Таким образом, отказывая в удовлетворении иска суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что при расчете обеспеченности истца следовало исходить не от количества собственников жилого помещения - "адрес", а от лиц, совместно проживающих с гражданином в жилом помещении как указано в п. 2.1 Постановления N 75; при этом обеспеченность истца составила более "данные изъяты" кв.м.
При рассмотрении иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальных закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Вопреки доводам жалобы не установлено, а истцом не представлено доказательств того, что после разъяснений в отказе от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении социальной выплаты истец еще раз обращалась в Фонд с соответствующим заявлением о предоставлении социальной субсидии после устранения причин, послуживших основанием к отказу.
Ссылка в жалобе на положения статей 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации не принимается судебной коллегией, равно как и ссылка на практику по делам аналогичной категории, поскольку судами учитываются обстоятельства, установленные в каждом конкретном деле, а приведённые положения закона не относятся к рассматриваемым спорным отношениям.
Статьи 51 и 52 ЖК РФ регулируют отношения по предоставлению жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ) по договору социального найма. Указанная судебная практика, также рассматривает споры, вытекающие из отношений регулируемых разделом 3 ЖК РФ.
В свою очередь ст. 34.1 Закона N 130-ЗРК, Порядок N 75 регулируют отношения по приобретению стандартного жилья по договору купли-продажи (п. 1.3, 1.4 Порядка N 75) из частной собственности Фонда.
Таким образом, реализуемое Фондом стандартное жилье не предоставляется, а приобретается по возмездному договору не в пользование, а в собственность.
При таких данных судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При рассмотрении дела судебными инстанциями правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя от 3 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Крамаренко Марины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
Н.В. Лозовая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.