Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Макаровой Е.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО "город Майкоп", Российской Федерации к администрации муниципального образовании "город Майкоп" о возложении обязанности по кассационным жалобам администрации муниципального образования "Город Майкоп" и Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 21 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, выслушав прокурора ФИО3, представителя акционерного общества "Газпром газораспределение Майкоп" по доверенности ФИО4, возражавших против удовлетворения жалоб, представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп" по доверенности ФИО5, представителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" по доверенности ФИО6, поддержавших доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
прокурор города Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО "город Майкоп", Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации муниципального образовании "город Майкоп" о возложении обязанности, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации по обращению ФИО7, в ходе которой было установлено, что между "адрес" от "адрес" до "адрес" на территории "адрес" МО "Город Майкоп" функционирует газопровод низкого давления, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N. Документы, подтверждающие право собственности на газопровод, расположенный по указанному адресу, отсутствуют. На балансе администрации МО "Город Майкоп", либо ее структурных подразделений указанный газопровод не состоит. По результатам проверки, 24.08.2021 г..прокуратурой города в адрес руководителя Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствовавших и недопущению их в последующем. Согласно письму Комитета от 13.10.2021, в удовлетворении представления отказано в связи с нецелесообразностью принятия газопровода в муниципальную собственность и необходимостью наличия собственника газопровода. Истец указал, что в силу требований действующего законодательства указанные обстоятельства не являются препятствием к постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного. Газопровод является опасным производственным объектом, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого газа. Ненадлежащее использование газовых сетей, отсутствие должного контроля за их техническим состоянием создает угрозу аварийной ситуации в пределах территорий муниципального образования, где они проложены.
Уличные газопроводы отнесены к опасным производственным объектам, они не могут эксплуатироваться без принадлежности к собственнику, а поэтому должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке. Прокурор просил суд обязать администрацию МО "Город Майкоп" принять меры к постановке газопровода, расположенного между "адрес" от "адрес" до "адрес" на территории "адрес" МО " "адрес"" на земельном участке с кадастровым номером N на учет в качестве бесхозяйного.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от15 марта 2022 года иск прокурора города Майкопа удовлетворен. Суд обязал администрацию МО "Город Майкоп" принять меры к постановке газопровода, расположенного между "адрес" от "адрес" до "адрес" на территории "адрес" МО "Город Майкоп", на учет в качестве бесхозяйного.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 21 июня 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах заявители просят отменить указанные судебные постановления, как незаконные.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой города Майкопа по обращению ФИО7 проверки соблюдения федерального законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации, было установлено, что между "адрес" от "адрес" до "адрес" на территории "адрес" МО "Город Майкоп" функционирует газопровод низкого давления, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N
Согласно сведениям, предоставленным администрацией МО "Город Майкоп" и АО "Газпром газораспределение Майкоп", документы, подтверждающие право собственности на газопровод, расположенный по указанному адресу, отсутствуют. На балансе администрации МО "Город Майкоп", либо ее структурных подразделений, указанный газопровод не состоит.
Из выписки из ЕГРН следует, что газопровод находится на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", разрешенный вид использования - для индивидуального жилищного строительства.
По результатам проверки, 24 августа 2021 года прокуратурой города в адрес руководителя Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствовавших и недопущению их в последующем.
Письмом Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" от 13 октября 2021 года в удовлетворении представления отказано в связи с нецелесообразностью принятия газопровода в муниципальную собственность и необходимостью наличия собственника газопровода.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что газопровод является опасным производственным объектом, ненадлежащее использование газовых сетей, отсутствие должного контроля за их техническим состоянием создает угрозу аварийной ситуации в пределах территорий муниципального образования, где они проложены, при этом администрация МО "Город Майкоп" как уполномоченный орган муниципальной власти никаких мер по постановке на учет и регистрации данного газопровода в соответствии с требованиями действующего законодательства не принимает, суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 33 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьей 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьями 2, 4 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", статьей 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", принимая во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Правительства РФ от 25.12.2013 N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)", которым утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)", пришел к выводу о необходимости возложения обязанности на администрацию МО "Город Майкоп" принять меры к постановке газопровода, расположенного между "адрес" от "адрес" до "адрес" на территории "адрес" МО " "адрес"", на учет в качестве
бесхозяйного, поскольку для надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта, а также безопасного обеспечения населения газом указанный газопровод должен быть принят на учет и зарегистрирован в установленном законом порядке, согласно требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
По существу, доводы кассационных жалоб о том, что спорный газопровод находится на земельном участке, предназначенном для размещения жилого дома, не является бесхозяйным, а также о неустановлении того, является ли газопровод недвижимым имуществом, его характеристик, позволяющих оформить техническую документацию (протяженности и т.п.), повторяют правовую позицию заявителей, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 ГПК РФ суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 21 июня 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Майкоп", Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Макарова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.