Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу начальника территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Тушиной О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 16 г. Геленджика Краснодарского края от 25 октября 2021 года, решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Остин",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 16 г. Геленджика Краснодарского края от 25 октября 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Остин" прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 6 апреля 2022 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Тушина О.В. просит судебные акты отменить и рассмотреть вопрос о привлечении юридического лица к административной ответственности.
ООО "Остин", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражения на нее не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Остин" к административной ответственности) продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 26 июля 2021 года должностными лицами управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Остин" в магазине, расположенном по адресу: "адрес", в ходе которой установлено осуществление юридическим лицом розничной продажи 5 пар обувных товаров на общую сумму 3 395 рублей без нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, с нарушением требований постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 года N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров", а именно при внесении (передаче) сведений в информационную систему о маркировке обувных товаров были допущены нарушения в части достоверности направляемой информации. В продаже находились обувные товары считывание кодов идентификации, находящихся на потребительской упаковке которых, невозможно - информация не читаема в Государственной информационной системе мониторинга товаров "Честный знак".
Мировой судья пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством в связи с отсутствием надлежащего извещения лица о времени и месте составления указанного процессуального документа, а состав вмененного ООО "Остин" административного правонарушения недоказанным.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 указанного Кодекса).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса).
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно части 3 указанной нормы место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Остин" зарегистрировано и находится по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 61А; полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица осуществляет генеральный директор общества Долматов Д.В.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными, не является существенным недостатком протокола.
Протокол об административном правонарушении составлен 6 августа 2021 года в отсутствие представителя юридического лица. Должностным лицом указано о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола.
В подтверждение представлена телеграмма, направленная в адрес ООО "Остин" 5 августа 2021 года по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д.61А.
Согласно сведениям на бланке телеграммы, телеграмма вручена продавцу 5 августа 2021 года в 18 часов 48 минут.
Направление телеграммы за один день до составления протокола (в данном случае - менее суток) нельзя считать надлежащим, заблаговременным. Такое извещение лишает общество предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку у лица, привлекаемого к административной ответственности, не имеется достаточно времени для подготовки возражений и представления доказательств при составлении протокола об административном правонарушении, фактически ему не предоставляется возможность определить правовую позицию и организовать защиту своих интересов.
Формальное направление телеграммы в адрес общества без исследования вопроса о надлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не может считаться надлежащим доказательством уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности.
Иных доказательств надлежащего извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не представлено.
При названных обстоятельствах, отсутствие объективных данных, подтверждающих надлежащее уведомление общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении в отношении ООО "Остин" протокола об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о признании протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством и прекращении производства по делу.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на неверное толкование норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не ставят под сомнение законность и обоснованность судебных решений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 16 г. Геленджика Краснодарского края от 25 октября 2021 года, решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Остин" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.