Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя АО "Сибирская аграрная группа" Федоровской А.Е. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Томской области от 21 января 2022г, решение судьи Томского районного суда Томской области от 18 апреля 2022г, решение судьи Томского областного суда от 23 мая 2022г, вынесенные в отношении АО "Сибирская Аграрная Группа", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Томской области от 21 января 2022г АО "Сибирская Аграрная Группа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Томского районного суда Томской области от 18 апреля 2022г, оставленным без изменения решением судьи Томского областного суда от 23 мая 2022г, постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе представитель АО "Сибирская Аграрная Группа" Федоровская А.Е. просит об отмене решений судебных инстанций, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
Частью 1 статьи 24 названного Закона установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021г "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. Требования таблиц 5.24 раздела V установлен норматив искусственного освещения, при системе общего освещения- 200 люкс.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом, судебными инстанциями, что в результате проведенной плановой выездной проверки, в период с 30.11.2021г по 13.12.2021г, в отношении АО "Сибирская Аграрная Группа" по адресу: Томская область, Томский район, с. Малиновка, 1-ая площадка птицефабрики "Томская", стр.55, установлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: в соответствии с экспертным заключением от 08.12.2021г, протоколом испытаний от 01.12.2021г ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" результаты измерений искусственной освещенности в цехе убоя и переработки птицы (на рабочем месте сборщика бумажных изделий в помещении сборки гофротары) в предприятии пищевой промышленности АО "Сибагро", измеренной 30.11.2021г в 11:00 час, не соответствует требованиям таблицы 5.24 раздела V СанПиН 1.2.3685-21. Результаты измерений: 160 +-15 люкс (гигиенический норматив- 200 люкс). Результаты измерений представлены с учетом расширенной неопределенности, р=0, 95 (уровень доверия).
Изложенное явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении, решением о проведении плановой выездной проверки от 24.11.2021г, актом проверки, протоколом осмотра территорий, помещений и иных объектов от 30.11.2021г, протоколом испытаний от 01.12.2021г, заключением эксперта от 08.12.2021г, выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Факт нарушения требований статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года, санитарных норм и правил СанПиН 1.2.3685-21, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях АО "Сибирская Аграрная Группа" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия АО "Сибагро" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Вопреки доводам жалобы, судом правильно установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении обществом вышеприведенных норм материального права, при этом судом были исследованы представленные в материалы дела дополнительные доказательства (протокол измерений и оценки световой среды от 08-19.02.2021г), которому дана правильная оценка. Названные доказательства не опровергают обстоятельств, установленных должностным лицо и судами, и не являются основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Правовых оснований для признания представленных в рамках проверки доказательств, свидетельствующих о допущенных обществом нарушений СанПиН, при рассмотрении настоящей жалобы также не имеется. Протокол испытаний и экспертное заключение выполнены с соблюдением требований процессуального закона, каких-либо нарушений при их получении не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что при производстве по делу допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено АО "Сибагро" в виде административного штрафа в размере минимального, предусмотренного санкцией статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом конкретных обстоятельств дела, финансового положения общества. Правовых оснований для изменения назначенного наказания не имеется. Оснований для замены административного штрафа предупреждением на основании ч.1 ст. 4.1.1 и ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ, не усматривается, поскольку обществом нарушены требования санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем отсутствует совокупность обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Томской области от 21 января 2021г, решение судьи Томского районного суда Томской области от 18 апреля 2022г, решение судьи Томского областного суда от 23 мая 2022г, вынесенные в отношении АО Сибирская Аграрная Группа", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя АО "Сибагро" Федоровской А.Е. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.