Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ленинского района в городе Красноярске на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 августа 2022 года
по административному делу N 24RS0032-01-2021-007326-58 (N 2а-1736/2022) по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах Балабанова Сергея Ильича, к муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов при администрации Ленинского района в г. Красноярске о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя администрации Ленинского района в г. Красноярске Анисимовой Н.В, поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя администрации г. Красноярска Покидышевой М.В, полагавшей, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах Балабанова С.И, являющегося "данные изъяты", обратился в суд с административным иском к муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества, в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов при администрации Ленинского района в г. Красноярске (далее также - муниципальная комиссия, комиссия), в котором просил:
- признать незаконным бездействие муниципальной комиссии, выразившееся в непроведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в несоставлении заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по месту жительства Балабанова С.И.;
- обязать муниципальную комиссию в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части) дома по месту жительства Балабанова С.И. и составить заключение о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для него.
В обоснование требований указано, что муниципальная комиссия провела обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", где проживает "данные изъяты" Балабанов С.И, и установила, что без изменения несущих конструкций многоквартирного дома невозможно приспособить его под нужды инвалида, о чем был составлен соответствующий акт. В связи с этим обстоятельством комиссия приняла решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции и направила акт обследования в уполномоченный орган Красноярского края для проверки экономической целесообразности реконструкции. До настоящего времени решение об экономической целесообразности или нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности комиссией не принято. Заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, комиссией не подготовлено. Бездействие комиссии ущемляет право инвалида Балабанова С.И. на обеспечение беспрепятственного доступа к жилому помещению и общему имуществу в многоквартирном доме.
В судебном заседании помощник прокурора Миронова Н.С. заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации Ленинского района в г. Красноярске Анисимова Н.В. административный иск не признала.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Красноярска Покидышева М.В. полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 12 мая 2022 г. административные исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества, в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов при администрации Ленинского района в г. Красноярске, выразившееся в непроведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части) дома, а также в неисполнении обязанности по подготовке заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по месту жительства Балабанова С.И, "данные изъяты", зарегистрированного по адресу "адрес"; возложена обязанность провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) по месту жительства Балабанова С.И. и подготовить заключение о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 августа 2022 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы администрации Ленинского района в г. Красноярске, администрации г.Красноярска - без удовлетворения.
Администрация Ленинского района в г. Красноярске 15 сентября 2022г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 27 сентября 2022 г.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях прокуратуры Красноярского края содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факты незаконного бездействия административного ответчика, нарушений требований законодательства, а также прав и интересов Балабанова С.И, являющегося "данные изъяты", нашли свое подтверждение.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами суда, полагая, что у административного ответчика отсутствуют нормативно установленные обязанности, о возложении которых просит прокурор.
С доводами заявителя, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий (бездействия), возложена на административного ответчика.
Суд первой инстанции, руководствуясь "Правилами обеспечения условия доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 649 от 09 июля 2016 г. (далее - Правила N 649), приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 583/пр, а также нормами регионального и местного законодательства Красноярского края, регулирующими спорные правоотношения, установил, что 05 сентября 2019 г. комиссия провела обследование жилого помещения по месту жительства инвалида Балабанова С.И, по итогам которого составила акт о несоответствии мест общего пользования Правилам N 649 и приняла решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции и капитального ремонта части многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
После совершения указанных действий комиссия взаимодействовала по вопросу проведения проверки с органами власти субъекта Российской Федерации, обращаясь в министерство социальной политики Красноярского края, министерство строительства Красноярского края.
Министерство строительства Красноярского края 19 ноября 2019 г. возвратило в администрацию Ленинского района в г. Красноярске акты обследования на доработку ввиду неполноты сведений, представленных в них: отсутствие расчетов потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капительного ремонта.
В дальнейшем проверка экономической целесообразности в отношении многоквартирного дома, в котором проживает Балабанов С.И, не проводилась, что, как правильно указано судом, нарушает права "данные изъяты" Балабанова С.И.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности возложения на комиссию обязанностей, указанных прокурором, являются несостоятельными, поскольку выполнение таких обязанностей вытекает из положений Правил N649, а также "Порядка создания и работы муниципальных комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов", утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30 июля 2018 г. N 440-п, во исполнение которого распоряжением администрации г. Красноярска N 194-р от 01 июля 2019 г. создана в том числе муниципальная комиссия при администрации Ленинского района в г. Красноярске.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16 февраля 2022г. N 106-п пункт 3.8 указанного Порядка изложен в новой редакции, в соответствии с которой муниципальная комиссия проводит проверку экономической целесообразности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 583/пр.
Судами правильно применены нормы как федерального, так и регионального законодательства, устанавливающие правовое регулирование, в силу которого именно муниципальная комиссия обязана провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома и составить соответствующее заключение.
Доводы заявителя по вопросам компетенции по сути направлены на оспаривание норм законодательства Красноярского края, проверка которых не является предметом судебного рассмотрения по настоящему административному делу.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Обеспечению указанных возможностей служит создание доступной для инвалида среды проживания, в пределах которой он имеет возможность свободно и самостоятельно перемещаться.
Деятельность муниципальной комиссии также служит указанным целям государственной политики и итоговым результатом такой деятельности должно являться реальное для инвалида улучшение качества его жизни путем обеспечения условий доступности объектов жилищного фонда.
В этой связи разногласия между административным ответчиком и органами власти субъекта Российской Федерации по вопросу выполнения определенных обязанностей в рамках деятельности муниципальной комиссии не могут служить основанием для нарушения прав инвалида, в защиту которых обратился прокурор.
С учетом изложенного выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ленинского района в городе Красноярске - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 14 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.