Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 года
по административному делу N 24OS0000-01-2021-000703-17 (3а-124/2022) по административному исковому заявлению АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя Правительства Красноярского края Векшиной Е.Г, поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителя административного истца Валинской Н.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" обратилось с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости арендованного им земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 179 636 000 руб, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как арендатора земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Валинская Н.В. заявленные требования поддержала.
Представитель Правительства Красноярского края Векшина Е.Г. административный иск не признала.
Решением Красноярского краевого суда от 9 марта 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере его рыночной стоимости 220 007 086 руб, определенной по состоянию на 1 января 2020 г. Постановлено считать 4 октября 2021 г. датой обращения АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
Правительство Красноярского края 26 августа 2022 г. обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 28 сентября 2022 г.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и направить административное дело на новое рассмотрение.
В возражениях АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных постановлений без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судами установлено и следует из материалов дела, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по договору аренды на срок до 29 декабря 2061 года.
Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Красноярского края от 03 ноября 2020 г. N766-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края" в размере 348 619 925, 15 руб.
Административный истец в подтверждение заявленных требований представил отчет ООО "Траст-аудит" об оценке от 26 июля 2021 г. N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка составляет 179 636 000 руб.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза.
Из заключения судебной экспертизы от 15 февраля 2022 г. N, проведенной экспертом ООО "СибОценка" ФИО8, следует, что отчет об оценке не соответствует федеральным стандартам оценки, недостаточно исследован рынок фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативном вариантах его использования. Выявленные нарушения могли повлиять на итоговую рыночную стоимость объекта оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 г. составляет 220 007 086 руб.
Судом первой инстанции установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, на основании указанного заключения судебной экспертизы от 15 февраля 2022 г. N.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с обоснованностью заключения судебной экспертизы, указывая на его отдельные недостатки.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие предусмотренных законом оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции.
Выводы судов, в том числе основанные на заключении судебной экспертизы, являются правильными, основанными на оценке доказательств в соответствии с правилами главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заключение судебной экспертизы от 15 февраля 2022 г. N признано судами допустимым и достоверным доказательством, на основании которого определена кадастровая стоимость земельного участка.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным. Экспертное заключение содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы, заключение обосновано и объективно, отражает ход и результаты проведенных экспертом исследований.
Кроме того, эксперт ФИО8 была допрошена в судебном заседании, подтвердила правильность заключения судебной экспертизы, ответив на вопросы и дав необходимые разъяснения.
В судебных актах содержится подробная оценка заключения судебной экспертизы на предмет соответствия требованиям федерального законодательства, федеральным стандартам оценки.
При таких данных суды пришли к выводам о том, что экспертное заключение соответствует требованиям действующего законодательства и достоверно определяет рыночную стоимость объекта недвижимости.
Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судами не допущено, тогда как полномочиями по переоценке установленных обстоятельств и исследованных доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих пересмотр судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноярского краевого суда от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 14 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.