Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Тальменского района Алтайского края, поданной через суд первой инстанции 26 сентября 2022 года, на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 г, дополнительное решение Тальменского районного суда Алтайского края от 1 сентября 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 21 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 14 мая 2019 г. N 376 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО "Темп" (далее - Положение).
Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Тальменского района Алтайского края (https://tal-alt.ru/).
Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 г. N 542 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Тальменского района от 14 мая 2019 г. N 376 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО "Темп", указанное Положение утверждено в новой редакции, внесены изменения в преамбулу постановления.
Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Тальменского района Алтайского края (https://tal-alt.ru/).
Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 1 августа 2019 г. N 633 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО "Темп", утвержденное постановлением администрации Тальменского района от 14 мая 2019 г. N 376 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО "Темп" (в редакции от 5 июля 2019 г. N 542)" внесены изменения в Положение, пунктом 3 постановления его действие распространено на правоотношения по компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителя, возникшие с 1 декабря 2018 г.
Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Тальменского района Алтайского края (https://tal-alt.ru/).
Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 16 марта 2020 г. N 237 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО "Темп", утвержденное постановлением администрации Тальменского района от 14 мая 2019 г. N 376 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО "Темп" (в редакции от 5 июля 2019 г. N 542)" в Положение внесены изменения с указанием, что его действие распространяется на правоотношения по компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителя, возникшие с 1 декабря 2018 г.
Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Тальменского района Алтайского края (https://tal-alt.ru/).
Прокурор Тальменского района Алтайского края обратился в Тальменский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.7 в части слов "и выполнении заявителем соглашения по погашению задолженности, не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг", пункта 2.1.8 в части слов "не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг" и "и сведений о выполнении соглашения по ее погашению", а также пунктов 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.10, 3.5.3 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО "Темп", утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 г. N 542;
пункта 1.10, пункта 3.7 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО "Темп", утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 г. N 542, в редакции постановления от 16 марта 2020 г. в части слов "с 1 января 2020 г. величина предельного размера цены за тепловую энергию Цп равна тарифу на тепловую энергию (руб./Гкал), установленному решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, действующего в аналогичном расчетном периоде предыдущего года";
пункта 3 постановления администрации Тальменского района Алтайского края от 16 марта 2020 г. N 237, абзаца 2 пункта 2.1.10 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО "Темп", утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 г. N 542, в редакции постановления администрации Тальменского района Алтайского края от 1 августа 2019 г. N 633.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающего выплату компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям, противоречат требованиям статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а внесенные в Положение изменения создают дискриминационные условия для потребителей, поскольку потребители, обратившиеся в администрацию района с письменным заявлением о предоставлении компенсации после вступления в силу постановления администрации Тальменского района Алтайского края от 16 марта 2020 г. N 237, получат компенсацию в меньшем размере, чем потребители, обратившиеся до вступления изменений в силу, при условии одинакового объема потребления тепловой энергии. Установление предельных сроков обращения за компенсацией ущемляет права граждан по сравнению с условиями, предусмотренными региональным и федеральным законодательством.
Полагает, что изменения, внесенные в Положение постановлениями администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 г. N 542, от 16 марта 2020 г. N 237, от 1 августа 2019 г. N 633, противоречат нормам закона, имеющим большую юридическую силу, не соответствуют принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщика и потребителей коммунальной услуги, а также нарушают право граждан на равенство перед законом и право на получение мер социальной поддержки, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.7 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО "Темп", утвержденного постановлением Администрации Тальменского района от 5 июля 2019 г. N 542, в части слов "не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг"; пункт 2.1.4 - в части необходимости предоставления документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, на объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН; пункт 2.1.5; пункт 2.1.8 в части слов "не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг" и "и сведений о выполнении соглашения по ее погашению"; абзац 1 пункта 2.1.10; абзац 2 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района от 1 августа 2019 г. N 633 полностью; пункт 3.5.3 вышеуказанного Положения полностью; признать недействующим пункт 3.7 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО "Темп", утвержденное постановлением администрации Тальменского района от 5 июля 2019 г. N 542 в редакции от 16 марта 2020 г. в части слов "с 1 января 2020 г.", со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Дополнительным решением Тальменского районного суда Алтайского края от 1 сентября 2021 года признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.1.6 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО "Темп", утвержденного постановлением Администрации Тальменского района от 5 июля 2019 г. N 542.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 7 декабря 2021 года постановленные судебные акты оставлены без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 7 декабря 2021 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 21 июля 2022 года решение Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора и принято в этой части новое решение об их удовлетворении. Признаны недействующими со дня принятия пункты 1.10, 3, 3.7 в части слов "величина предельного размера цены за тепловую энергию Цп равна тарифу на тепловую энергию (руб./Гкал), установленному решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, действующего в аналогичном расчетном периоде предыдущего года" Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО "Темп", утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 года N 542 в редакции постановления от 16 марта 2020 года 237. В остальной части решение Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года, дополнительное решение Тальменского районного суда Алтайского края от 1 сентября 2021 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе администрация Тальменского района Алтайского края ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Полагает, что муниципальное образование не может являться административным ответчиком по делу. Оспариваемое Положение не противоречит статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку принято в порядке реализации статьи 157.1 указанного Кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 40 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Установление с 1 января 2020 года величины предельного размера цены за тепловую энергию не противоречит действующему законодательству, так как критерии определения данной величины законом не установлены, как и критерии установления предельного срока обращения, равно как не приняты федеральные и региональные законодательные акты, регламентирующие порядок и условия предоставления компенсации гражданину в связи с начислением ему платы за тепловую энергию на основе тарифов, утвержденных для теплоснабжающей организации, в случае превышения фактического роста платы граждан над установленным индексом изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Предоставление компенсации по оспариваемому Положению не является муниципальной услугой.
Принятие муниципальным образованием обязательств по выплате компенсаций носит инициативный характер и является его правом, а не обязанностью. В условиях дефицита бюджета района на 2020 год такая выплата противоречила бы принципу сбалансированности бюджета.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 14 мая 2019 года N376 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям ресурсоснабжающей организации ООО "Темп", которое обнародовано на официальном Интернет-сайте администрации Тальменского района Алтайского края https://tal-alt.ru/ 15 мая 2019 года.
Пунктом 3.5.3 указанного Положения предусмотрено, что решение об отказе в выплате компенсации принимается в случае предоставления заявителем документов, не позволяющих однозначно истолковать их содержание.
Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 05 июля 2019 года N 542 (далее - Постановление N 542) внесены изменения в следующие пункты Положения:
- пункт 1.7 изложен в следующей редакции: "компенсация выплачивается заявителю при своевременной оплате (до 10 числа месяца следующего за отчетным) и отсутствии у него задолженности по оплате коммунальных услуг, или при заключении и выполнении заявителем соглашения по погашению задолженности, не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг);
- пункт 2.1.4 изложен в следующей редакции (с учетом пункта 2.1: для получения компенсации граждане, указанные в пункте 1.3 и 1.4 настоящего Положения, или лица, уполномоченные ими, на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в Администрацию Тальменского района заявление с приложением следующих документов): "документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением";
- пункт 2.1.5 (с учетом пункта 2.1) изложен в следующей редакции: "страховое свидетельство о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе (ИНН)";
- пункт 2.1.6 (с учетом пункта 2.1) изложен в следующей редакции: "свидетельство о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе (ИНН)";
- пункт 2.1.8 (с учетом пункта 2.1) изложен в следующей редакции: "при наличии задолженности (не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг) - соглашение по погашению задолженности и сведений о выполнении соглашения по ее погашению"
- введен пункт 2.1.10, в соответствии с которым граждане, имеющие право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, также предоставляют: копии документов, подтверждающих право гражданина и членов его семей на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для всех категорий льготополучателей (при наличии права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), справку из Управления социальной защиты населения по Тальменскому району о сумме полученной льготы, субсидии за период заявляемой компенсации (при наличии права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг(теплоснабжение));
- пункт 3.7 изложен в следующей редакции: "размер компенсации определяется по формуле за каждый расчетный месяц, в котором предоставляется компенсация: С=ТЭ*Ту - ТЭ*Цп - 0, 33*ДЭЛ - Дэск, где С- размер компенсации, руб, ТЭ - количество потребленной тепловой энергии за расчетный месяц, Гкал, Ту- утвержденный тариф за тепловую энергию на соответствующий расчетный месяц с НДС, руб./Гкал, Цп - предельный размер цепы за тепловую энергию, установленный на соответствующий расчетный месяц настоящим Положением, руб./Гкал, ДЭЛ - денежный эквивалент льгот по установленному тарифу, предоставленный за счет средств федерального и краевого бюджета, руб, ДЭск - денежный эквивалент субсидии, компенсации по установленному тарифу, предоставленный за счет средств федерального, краевого и местного бюджета, руб. Величина предельного размера цены за тепловую энергию Цп устанавливается в Тальменском поссовете в декабре 2018 года - 1626, 61 руб./Гкал, с января по июнь 2019 года - 1654, 26 руб./Гкал, с июля по декабрь 2019 года - 1733, 66 руб./Гкал; в Новоперуновском сельсовете и Староперуновском сельсовете в декабре 2018 года - 1644, 10 руб./Гкал, с января по июнь 2019 года - 1672, 05 руб./Гкал, с июля по декабрь 2019 года - 1752, 31 руб./Гкал; в Озерском сельсовете и Среднесибирском сельсовете - в декабре 2018 года - 1610, 26 руб./Гкал, с января по июнь 2019 года - 1637, 63 руб./Гкал, с июля по декабрь 2019 года - 1716, 24 руб./Гкал.
Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 1 августа 2019 года N 633 (далее - Постановление N 633) абзац 2 подпункта 2.1.10 Положения изложен в следующей редакции: "справку из Управления социальной защиты населения по Тальменскому району о сумме полученной льготы, субсидии за период заявляемой компенсации или об отсутствии прав на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (теплоснабжение).
Изменения, внесенные в Положение постановлением N 633, опубликованы на Интернет-сайте администрации Тальменского района Алтайского края https://tal-alt.ru/ 05 июля 2019 года и 16 апреля 2020 года соответственно.
Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 16 марта 2020 года N 237 (далее - Постановление N 237) раздел 1 Положения дополнен пунктом 1.10 следующего содержания: "предельный срок обращения заявителя за компенсацией за любые месяцы календарного года - до 01 июля 2020 года"; пункт 3.7 Положения дополнен абзацем следующего содержания: "с 1 января 2020 года величина предельного размера цены на тепловую энергию Цп равна тарифу на тепловую энергию (руб./Гкал), установленному решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, действующего в аналогичном расчетном периоде предыдущего года"; Положение дополнено пунктом 3, согласно которому настоящее постановление распространяется на правоотношения по компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям, возникшие с 01 декабря 2018 года.
Изменения, внесенные в Положение постановлениями N 542 и 237, опубликованы на Интернет-сайте администрации Тальменского района Алтайского края https://tal-alt.ru/ 05 июля 2019 года и 16 апреля 2020 года соответственно.
Оспариваемое Положение в первоначальной редакции размещено в "Сборнике муниципальных правовых актов Тальменского района Алтайского края" N 11 (52) от 28 июня 2019 года, в редакции постановлений N 542, 237 - в том же источнике N 12(53) от 05 июля 2019 года, N 19 (60) от 10 апреля 2020 года.
Разрешая заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что оспариваемое Положение принято уполномоченным органом в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к форме нормативного правового акта, порядку и сроку его принятия, опубликования и вступления в законную силу. По данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что пункты 1.7, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.8, абзаца 1 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района N 542, абзац 2 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района N 633 не соответствуют требованиям статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", что является основанием для признания их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции исходил из соответствия нормативного правового акта законодательству большей юридической силы.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 7 декабря 2021 года и направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что заявленные требования фактически не были разрешены судом, при этом недостатки, допущенные судами, не могли быть устранены судом кассационной инстанции, поскольку в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда, отменяя решение Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принимая в этой части новое решение об их удовлетворении, пришла к выводу, что все изменения, внесенные в Положение постановлением от 16 марта 2020 года N 237, являются незаконными, нарушающими права потребителей ресурсоснабжающей организации ООО "Темп", в связи с чем подлежат признанию недействующими наряду с пунктом 3 Положения в указанной редакции, которым действие неправомерно внесенных изменений распространено на правоотношения по компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям, возникшие с 1 декабря 2018 года.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в кассационной жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Согласно статье 20 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможности осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
В силу статьи 40, 47 Устава муниципального образования "Тальменский район Алтайского края" администрации района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района, а также осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения. Также администрация Тальменского района является распорядителем бюджетных средств бюджета муниципального района, в том числе в целях предоставления компенсации по оплате тепловой энергии потребителям ООО "Темп".
Таким образом, утверждение кассатора о том, что муниципальное образование не может являться административным ответчиком по делу не согласуется с приведенными нормативными положениями, администрация района вправе выступать в суде от имени муниципального образования, довод кассационной жалобы о том, что административный ответчик определен неверно, является несостоятельным.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
По смыслу части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации для выплаты компенсации достаточно лишь факта заключения соглашения о погашении задолженности за коммунальный ресурс, без условия о выполнении указанного соглашения.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о несоответствии нормам пунктов 1.7, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.8, абзаца 1 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района N 542, абзаца 2 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района N 633, поскольку страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, свидетельство о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе, справку из органа социальной защиты о получаемых мерах социальной поддержки администрация района вправе самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, и возложение на гражданина обязанности по предоставлению указанных документов для начисления компенсации является незаконным.
Довод жалобы о том, что услуга по предоставлению компенсации по оплате тепловой энергии не относится к муниципальным услугам, поскольку не включена в реестр муниципальных услуг является необоснованным и противоречит материалам административного дела.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия, муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, в том числе на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг отдельным категориям граждан входит в Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 2113-р (пункт 141).
Таким образом, невключение администрацией района в реестр муниципальных услуг услуги по предоставлению компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям ООО "Темп" не отменяет обязанности органов местного самоуправления по ее предоставлению, поскольку в силу действующего федерального законодательства данная услуга является муниципальной.
Довод жалобы о том, что оспариваемое положение принято в порядке 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 40 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" был предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку статьей 160 указанного Кодекса предоставляется возможность нормативного регулирования на муниципальном уровне порядка и условий предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств местного бюджета отдельным категориям граждан, к которым в данном случае относятся только потребители ООО "Темп".
Вопреки доводам кассатора о соответствии закону пункта 3.7 Положения в редакции постановления 237 в части слов "с 1 января 2020 года", распространение действия изменений порядка расчета компенсации на правоотношения, возникшие в период с 1 января 2020 года до вступления их в силу противоречат нормам, регламентирующим порядок принятия муниципальных правовых актов, придают Положению обратную силу и ухудшают правовое положение граждан.
Как видно из материалов дела, оспариваемое Положение прекратило свое действие на основании постановления администрации Тальменского района от 29 октября 2021 года N 863, соответственно, в 2021 году (до момента прекращения действия Положения) граждане Тальменского района имели право на компенсацию расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО "Темп" в случае фактического роста их платы над установленным индексом изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Алтайском крае.
При таких обстоятельствах, учитывая период действия самого Положения до 29 октября 2021 года, а также предмет его регулирования (исключительно компенсация расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО "Темп"), дополнение раздела 1 Положения пунктом 1.10, согласно которому предельный срок обращения заявителя за данной компенсацией - до 1 июля 2020, незаконно, поскольку не отвечает требованиям правовой определенности и нарушает права неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика относительно законности оспариваемого постановления аналогичны правовой позиции и доводам, изложенным в судах первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении дела им дана надлежащая оценка на основании всестороннего и полного исследования доказательств, оснований не согласиться с выводами судов двух инстанций судебная коллегия не находит.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств дела, по сути, направлено на их переоценку, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не содержит правовых аргументов, которые на данной стадии могут поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов и повлечь их отмену либо изменение по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года, дополнительное решение Тальменского районного суда Алтайского края от 1 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 21 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.