Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Виноградовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Ващука Павла Алексеевича, поданной через суд первой инстанции 28 сентября 2022 г, на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 апреля 2022 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 4 августа 2022 г. по административному делу N 2а-1799/2022 по административному исковому заявлению Ващука Павла Алексеевича к администрации города Абакана Республики Хакасия, департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана Республики Хакасия о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ващук П.А. обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением к администрации города Абакана Республики Хакасия, департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана Республики Хакасия о признании решения администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, обязании администрацию города Абакана заключить с ним договор аренды земельного участка без проведения торгов.
Требования мотивированы тем, что Ващук П.А, являясь на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, арендатором земельного участка с кадастровым номером N, предоставленном для размещения (строительства, эксплуатации) производственного предприятия, возвел на земельном участке нежилое здание "холодный склад" готовностью 10%. Для завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию города Абакана с заявлением о заключении договора аренды земельного участка.
Администрация города Абакана решением от ДД.ММ.ГГГГ N отказала в предоставлении земельного участка в аренду.
Считает отказ в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 4 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Ващук П.А. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 32 Приказа от 2 сентября 2020 года N П/0321 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", судебную практику Арбитражного суда Ямало-Ненецкого Автономного округа, настаивает, что отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, который находится на указанном земельном участке, не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора аренды земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Абакана и Ващуком П.А, как единственным заявителем по результатам аукциона N по лоту N, был заключен договор аренды N земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" на срок 4 года 6 месяцев (до 2 ноября 2021 года), из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения (строительства, эксплуатации) производственного предприятия.
8 ноября 2021 года Ващук П.А. обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для завершения строительства.
ДД.ММ.ГГГГ администрация города Абакана письмом N отказала Ващуку П.А. в предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, руководствуясь подпунктом 10 пункта 2, подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6, подпунктом 1 статьи 39.16, пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, пунктом 32 Приказа Росреестра от 2 сентября 2020 года N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", установив, что земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:1026 не огорожен, на нем отсутствуют какие-либо строения и проведена лишь частичная планировка местности; Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права Ващука П.А. на объект незавершенного строительства, притом что его право на этот объект незавершенного строительства не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, им не представлены, исходили из того, что оспариваемый отказ администрации города Абакана о предоставлении земельного участка в аренду без проведении торгов, принятый уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, соответствует действующему законодательству и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, который в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, регулируются главой V.1 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (подпункт 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ).
Таким образом, действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства на заключение (однократную пролонгацию) договора аренды для завершения строительства такого объекта без торгов. Вводя льготный (без торгов) порядок получения в аренду публичного земельного участка для собственников незавершенных строительством объектов, законодатель адресует его добросовестным лицам, не использовавшим прежде право на продление договора и не имевшего правопредшественников, такое право реализовавших.
В представленном административным истцом заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка в качестве основания предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов указано на необходимость завершения строительства (подпункт 10 пункт 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Соответствие заявителя указанному основанию предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду определяется пунктом 32 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом от 2 сентября 2020 года N П/0321 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно которому заявителем может быть только собственник объекта незавершенного строительства.
Данным пунктом Приказа предусмотрено, что к заявлению должны быть представлены, в том числе:
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, если право на такой объект незавершенного строительства не зарегистрировано в ЕГРН.
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений. объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (об объекте незавершенного строительства, расположенном на испрашиваемом земельном участке).
Учитывая, что административным истцом с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду не представлены документы, подтверждающие его право на предоставление данного земельного участка в аренду без проведения торгов сроком на три года на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что отказ администрации г. Абакана в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка без торгов, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ N, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, нарушений норм материального или процессуального права не допущено. Кассационная жалоба не содержит правовых аргументов, которые на данной стадии могут поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов и повлечь их отмену либо изменение по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Доводы кассационной жалобы административного истца относительно незаконности оспариваемого решения аналогичны правовой позиции и доводам, изложенным в судах первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении дела им дана надлежащая оценка на основании всестороннего и полного исследования доказательств, оснований не согласиться с выводами судов двух инстанций судебная коллегия не находит.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств дела, по сути, направлено на их переоценку, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 4 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.