Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б, судей: Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5/2022 (УИД 75RS0014-01-2021-000517-85) по иску прокурора Красночикойского района Забайкальского края в защиту интересов ФИО3 к Красночикойскому отделу Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании отказа незаконным, возложении обязанности назначить выплату
по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Лукьяновой Ю.А. к Красночикойскому отделу Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Государственному казенному учреждению " Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании отказа незаконным, возложении обязанности назначить выплату.
В обоснование требований указано, что 20 мая 2021 г. Лукьянова Ю.А. обратилась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Распоряжением ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 17 июня 2021 г. в назначении указанной выплаты ей было отказано по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Согласно ответу Красночикойского отдела ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края на запрос прокурора, Лукьянова Ю.А. в расчетный период в течение 4 месяцев получала заработную плату, а ее супруг Лукьянов А.В. в течение 2 месяцев получал заработную плату, то есть указанные граждане имели доходы в расчетный период. Также необоснованно применен абзац 3 подпункта 33 Порядка, так как указанный период в 10 и более месяцев применяется к периодам, в течение которого отсутствовали доходы по объективным основаниям.
Учитывая, что Лукьянова Ю.А. подала заявление о назначении выплаты 20 мая 2021 г, в данном случае подлежит применению Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края N от 2 апреля 2019 г, а не N от 13 мая 2020 г.
С учетом уточнений исковых требований прокурор просил признать распоряжение Красночикойского отдела ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 17 июня 2021 г. об отказе Лукьяновой Ю.А. в назначении выплаты незаконным, обязать назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. с 20 мая 2021 г.
Определением судьи Красночикойского районного суда Забайкальского края к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Определением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 28 октября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, в качестве соответчика - заместитель начальника Красночикойского отдела ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" ФИО10
Определением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 23 ноября 2021 г. осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Определением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 17 января 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО12
Решением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 31 января 2022 г. исковые требования Прокурора Красночикойского района Забайкальского края к Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Красночикойскому отделу Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, заместителю начальника Красночикойского отдела Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края ФИО10 о признании распоряжения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет незаконным, обязании назначить ежемесячную выплату, удовлетворены. Распоряжение Красночикойского отдела Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 17 июня 2021 г. об отказе Лукьяновой Ю.А. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно признано незаконным. На Государственное казенное учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края в лице Красночикойского отдела Государственного казенного учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" возложена обязанность назначить Лукьяновой Ю.А, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 20 мая 2021 г.
Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 мая 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, продолженное после перерыва, объявленного 29 сентября 2022 г, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20 мая 2021 г. Лукьянова Ю.А. обратилась в Красночикойский отдел ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно N.
Установлено, что ФИО3 состоит в зарегистрированном браке с ФИО9 и имеет детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно с членами семьи проживает по адресу: "адрес".
Распоряжением Красночикойского отдела ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края от 17 июня 2021 г. Лукьяновой Ю.А. отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на основании подпункта "ж" пункта 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N549.
27 июля 2021 г. прокурором Красночикойского района в адрес Красночикойского отдела ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края принесен протест за Nж-2021 на распоряжение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно от 17 июня 2021 г. и вынесено представление от 27 июля 2021г. Nж-2021 об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответам Красночикойского отдела ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края от 3 августа 2021 г. N и от 17 августа 2021 г. N в удовлетворении протеста и представления отказано.
Установлено, что расчетным периодом для определения среднедушевого дохода семьи Лукьяновой Н.А. является период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Лукьянова Ю.А. в марте 2020 г. и в период с июля по сентябрь 2020 г. имела доход от трудовой деятельности, с апреля по декабрь 2020 г. была зарегистрирована в качестве безработного. Супруг истца ФИО9 в период с января по февраль 2020 г. имел доход от трудовой деятельности, с февраля по октябрь 2020 г. был зарегистрирован в качестве безработного.
Согласно расчету за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. среднедушевой доход семьи ФИО3 составил 4 345 рублей 62 копейки.
Судом установлено, что среднедушевой доход семьи Лукьяновой Ю.А. в размере 4 345 рублей 62 копейки не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Забайкальском крае на 2021 г, установленную Постановлением Правительства Забайкальского края от 5 февраля 2021 г. N20, которая на 1 мая 2021 г. составила 13 613 рублей 32 копейки.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного Приказом Министрества труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N549, исходя из того, что основание для отказа в назначении выплаты, содержащееся в указанном подпункте Порядка следует понимать как полное отсутствие доходов за расчетный период, так как иное понимание данной нормы противоречит содержанию статье 1 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 N1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", протокол совещания рабочей группы Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по вопросу представления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно от 13 апреля 2021 г, не является нормативным правовым актом, а потому, разъяснения, в нем содержащиеся, не могут служить основанием для отказа в спорной выплате, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с вышеуказанными выводами суда, дополнительно указав на то, что доводы ответчика о необходимости учитывать при определении права на назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, доход семьи либо уважительные причины отсутствия дохода за период не менее 10 месяцев за расчетный период, основаны на неправильном толковании стороной ответчика норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований нормы материального и процессуального права применены неправильно.
В силу пункта 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1). В соответствии с подп. "а" пункта 3 названного Указа ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В целях реализации названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования), примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
В силу Основных требований право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3). Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4). Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г. до достижения ребенка возраста 8 лет (пункт 5). В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (пункт 8).
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", им устанавливается ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2023 г.
Частью 2 статьи 4 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. 1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", порядок и условия назначения ежемесячной выплаты определяются исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим полномочия в сфере труда и социальной защиты населения.
Согласно части 2 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Забайкальского края. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Забайкальском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 25 января 2017 г. N153 "О передаче государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края отдельных полномочий и функций Министерства" полномочия и функции Министерства в сфере социальной защиты населения переданы Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Пунктом 3 приказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N549 "Об утверждении Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что настоящий приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2021 г.
Пунктом 6 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотрено, что предоставление ежемесячной выплаты осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Пунктом 22 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) сумма полученных алиментов;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и т.д.;
Пунктом 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, расчетным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Подпунктом "ж" пункта 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотрены основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "к", "м" - "о", "р" пункта 22 настоящего Порядка, за период, предусмотренный пунктом 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период: заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении среднего общего или профессионального и высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность; заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации); заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения); заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей; заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы; заявитель или члены его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы и имеют доходы в расчетном периоде не менее 6 месяцев (при условии
подтверждения указанного факта документами (сведениями)).
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности, за исключением случая, если заявитель или член его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы.
В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пункта 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
В силу пункта 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, расчетным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Приходя к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, и указывая на необоснованность доводов стороны ответчика об отсутствии у Лукьянова А.В. дохода на протяжении 10 месяцев, судом апелляционной инстанции не были учтены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
Следует отметить, что с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом была осуществлена проверка условий, необходимых для принятия решения о выплате указанного пособия Лукьяновой Ю.А, в результате которой было установлено, что доказательств, подтверждающих уважительные причины (независящие от гражданина) неполучения ее супругом дохода в расчетном периоде (как указано в статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ в течение 10 месяцев и более, не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что толкование закона субъекта, которое применяется ответчиком, ставит в необоснованно неравное положение те нуждающиеся семьи, имеющие детей, которые имеют доход за расчетный период менее 10 месяцев относительно нуждающихся семей, имеющих детей и имеющих доход за расчетный период 10 месяцев и более, либо вовсе его не имеющего, противоречат смыслу и целям установления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, поскольку толкование данное судами ставит в неравное положение семьи, которое не имеют дохода по уважительным причинам с семьями, которые не имеют дохода без уважительных причин.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований, заявленных прокурором в интересах Лукьяновой Ю.А, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: были ли представлены Лукьяновой Ю.А. в уполномоченный орган все документы, предусмотренные Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет для получения государственной социальной помощи в виде денежной выплаты; какие действия были предприняты уполномоченным органом для проверки указанных Лукьяновой Ю.А. обстоятельств, связанных с невозможностью получения ее семьей дохода выше величины прожиточного минимума, установленного на территории Забайкальского края; предлагалось ли Лукьяновой Ю.А. уполномоченным органом представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие, что ее семья по независящим от нее обстоятельствам получает доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Забайкальском крае, в том числе отсутствие дохода по независящим от него причинам в течение 10 месяцев и более у ФИО9
Однако суд апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили не установилназванные обстоятельства, имеющие значение для дела, произвольно применил статью 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нарушили требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе, не оценил имеющиеся по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным обжалуемое судебное постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 мая 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Забайкальский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.