Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н.
судей Вульферт С.В, Гунгер Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-57/2022 (75RS0011-01-2021-000568-91) по иску заместителя прокурора Каларского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению "Икабьинская средняя общеобразовательная школа N 3" администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края о возложении обязанности совершить определенные действия по обеспечению антитеррористической защищенности
по кассационной жалобе администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Бойко В.Н, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора Каларского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению "Икабьинская средняя общеобразовательная школа N 3" (далее - МОУ "Икабьинская СОШ N 3") о возложении обязанности обеспечить охрану здания общеобразовательного учреждения, к администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края о возложении обязанности профинансировать мероприятия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка в сфере антитеррористической защищенности объектов образования, реализации прав несовершеннолетних на образование и обеспечение безопасных условий пребывания в образовательных учреждениях Каларского муниципального округа Забайкальского края. В ходе проверки установлено, что МОУ "Икабьинская СОШ N 3", которой присвоена 3 категория безопасности, не обеспечена надлежащей охраной здания и территории, что отрицательно сказывается на антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
С учетом уточненных требований истец просил обязать МОУ "Икабьинская СОШ N 3" в срок до 1 сентября 2022 г. оборудовать центральный вход здания школы турникетом, ручными или стационарными металлоискателями; обеспечить охрану здания учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации. Обязать администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края выделить финансирование МОУ "Икабьинская СОШ N 3" для исполнения решения суда.
Решением Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. исковые требования удовлетворены, на МОУ "Икабьинская СОШ N 3" в срок до 1 сентября 2022 г. возложена обязанность оборудовать центральный вход здания школы турникетом, ручными или стационарными металлоискателями; обеспечить охрану здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края возложена обязанность осуществить финансирование расходов МОУ "Икабьинская СОШ N 3" на обеспечение вышеуказанных мероприятий по охране здания учреждения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2022 г. указанное решение изменено в части, исключены указания о возложении на МОУ "Икабьинская СОШ N 3" обязанности оборудовать центральный вход здания школы турникетом и о возложении на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края обязанности профинансировать в муниципальном образовательном учреждении МОУ "Икабьинская СОШ N 3" установку турникета на центральном входе здания школы.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края просит судебные постановления отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно действующему законодательству, на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции образовательное учреждение не относилось к объектам 3 категории опасности, в связи с чем положения пункта 25 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006, на которых основаны исковые требования, не обязательны для исполнения ответчиками в связи с понижением категории опасности. В настоящее время школа согласовывает изменения в паспорт безопасности, изменению подлежит установление объекту 4 категории опасности.
В возражениях прокурор просит судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Коган А.Г, поддержавшую возражения, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений в обжалованной части.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МОУ "Икабьинская СОШ N 3" является объектом массового пребывания несовершеннолетних и взрослых, который в установленном порядке отнесен к объектам антитеррористической защиты третьего уровня опасности. Учредителем МОУ "Икабьинская СОШ N 3" является администрация муниципального района "Каларский район". МОУ "Икабьинская СОШ N 3" осуществляет образовательную деятельность в закрепленном за ней здании по адресу: "адрес"
Охрану данного объекта и прилегающей территории осуществляет лицо, не обладающее специальными навыками, не прошедшее специальную подготовку, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.
В ходе проверки соблюдения требований закона в части антитеррористической защищенности объекта образования, прокуратурой Каларского района установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории МОУ "Икабьинская СОШ N 3" должным образом не выполняются, пропускной и внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечен.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35- ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N1006, исходил из того, что МОУ "Икабьинская СОШ N 3" относится к третьей категории опасности, имеется необходимость обеспечения физической охраны данного объекта, а также организации дополнительных мероприятий, обусловленных особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности, в связи с чем возложил на образовательное учреждение обязанность осуществить предусмотренные законом мероприятия по обеспечению охраны учебного заведения.
На администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края возложена обязанность осуществить финансирование расходов МОУ "Икабьинская СОШ N 3" на обеспечение вышеуказанных мероприятий по охране здания учреждения.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции относительно необходимости установки турникета, указав, что судом первой инстанции не были учтены положения "ГОСТ Р 51241-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний", которым установлены классификация, общие технические требования и методы испытаний средств и систем контроля и управления доступом. В связи с чем исключено указание о возложении обязанности на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края профинансировать данное мероприятие. В остальной части судебная коллегия оставила решение без изменения.
Не согласиться с указанными выводами оснований не имеется, так как они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют установленным обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии со статьей 5 указанного закона выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пункт 4 статьи 3 указанного закона определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
По смыслу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу пункта 17 указанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Подпункт "г" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Согласно подпункту "б" пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Принимая во внимание, что МОУ "Икабьинская СОШ N 3" присвоена 3 категории опасности, суды пришли к правильному выводу, что к таким объектам установлены требования не только по оснащению охранной сигнализацией, но и по обеспечению физической охраны сотрудниками охранных организаций (подпункты "б", "д" пункта 25 Требований).
Отклоняя доводы ответчика о том, что на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции изменено нормативное регулирование, которое в настоящее время позволяет отнести МОУ "Икабьинская СОШ N 3" к объектам четвертой категории опасности, суды обоснованно исходили из того, что категория опасности школы как объекта антитеррористической защиты на момент рассмотрения данного дела не изменена.
В кассационной жалобе администрация Каларского муниципального округа указывает, что внесение изменений в паспорт безопасности в части категорирования только согласовывается.
Отнесение объекта к определенной категории, в том числе изменение категории объекта по классу опасности, производится в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 15 Требований комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории) с составлением соответствующего акта обследования, однако таких документов в материалы дела не представлено.
Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г.N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований к антитеррористической защищенности объекта, суды правомерно возложили на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края обязанность по финансированию указанных мероприятий.
Вопреки доводам кассационной жалобы, дело было рассмотрено в пределах заявленных предмета и основания иска, судом соответствующие обязанности возложены на ответчиков также в рамках заявленного спора.
Поскольку судами верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, либо являющихся безусловным основанием для их отмены, при рассмотрении дела не допущено, судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. Бойко
Судьи
С.В. ВульфертЮ.В. Гунгер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.