Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-753/2021 (УИД 19RS0003-01-2021-000929-56) по иску Дмитриевой Ольги Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении периодов работы, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе представителя Дмитриевой Ольги Васильевны - Лазаренко Сергея Александровича на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 28 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 26 июля 2022 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Саяногорского городского суда Республики Хакасия при участии представителя Дмитриевой Ольги Васильевны по доверенности Лазаренко Сергея Александровича, представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия по доверенности Конопелько Юлии Александровны
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Дмитриевой Ольги Васильевны по доверенности Лазаренко Сергея Александровича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия по доверенности Конопелько Юлии Александровны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дмитриева Ольга Васильевна (далее по тексту - Дмитриева О.В.) обратилась в Саяногорский городской суд Республики Хакасия с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - УПФР в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное)) о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы с 18 октября 1988 г. по 31 октября 1998 г, с 1 ноября 1998 г. по 18 января 2000 г, назначении пенсии с 5 марта 2020 г.
Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 28 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 26 июля 2022 г, исковые требования Дмитриевой О.В. удовлетворены частично. На ГУ - УПФР в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Дмитриевой О.В. с 1 января 1999 г. по 18 января 2000 г. в ООО "Стройсерсис" в должности маляра. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Представитель Дмитриевой О.В. - Лазаренко Сергей Александрович обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 28 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 26 июля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Суд первой инстанции не принял во внимание, что ООО "Стройсервис" и ремонтно-строительный цех Саянского алюминиевого завода являются одной и той же организацией поменявшей название после перерегистрации, истец с момента образования выполняла работы по оштукатуриванию и окраске цехов алюминиевого завода, которые, согласно архивной справки от 9 октября 2020 г. N 260, являются вредными условиями труда. Характер и условия труда истца являлись неизменными в течении всего периода трудовой деятельности в должности маляра с 1988 г, однако данное обстоятельство судом первой инстанции не исследовалось. Суд первой инстанции не исследовал то обстоятельство, что истцу в течение всего периода работы представлялись дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда в соответствии со статьей 68 КЗоТ РФ. Данные сведения содержатся в архивной справке от 22 апреля 2022 г. N 1067 с указанием количества дней отпусков, которые с 1994 г. составляли более 30 дней, при минимальном отпуске 24 дня. Суд апелляционной инстанции не обосновал в связи с чем не принял в качестве доказательства архивную справку от 22 апреля 2022 г. N 1067, не дал оценку указанным в жалобе обстоятельствам и выводам суда первой инстанции. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 5 марта 2020 г. Дмитриева О.В. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФР в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) от 8 июня 2020 г. N 45547/20 Дмитриевой О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из указанного решения, пенсионным фондом не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 17 октября 1988 г. по 31 октября 1998 г. в качестве маляра в ОАО "Саянский алюминиевый завод", с 1 ноября 1998 г. по 18 января 2000 г. в качестве маляра в ООО "Стройсервис".
Дмитриева О.В, не согласившись с решением пенсионного фонда, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г..N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516, разъяснениями Минтруда России от 22 мая 1996 г..N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статей 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", оценив по правилам статьи 67 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела, трудовую книжку Дмитриевой (Шевцовой) О.В, в которой имеются записи о том, что 18 октября 1988 г..она была принята в ремонтно-строительный цех Саянского алюминиевого завода маляром 2 разряда, в связи с реорганизацией производства и преобразовании РСЦ в СМУ продолжает работать в той же должности, 2 ноября 1997 г..переведена на контракт в том же цехе маляром по 4 разряду, 31 октября 1998 г..уволена по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РФ переводом в ООО "Стройсервис", 1 ноября 1998 г..принята переводом по контракту в ООО "Стройсервис" в ремонтно-строительный цех N 2 маляром (строительным) 3 разряда, 18 января 2000 г..уволена по соглашению сторон по пункту 1 статьи 29 КЗоТ РФ; архивную справку от 2 апреля 2020 г..N 895, в которой указано, что в документах архивного фонда N 25 ОАО "Саянский алюминиевый завод" приказах по личному составу, личной карточке имеются сведения о трудовом стаже Дмитриевой (Шевцовой) О.В, однако сведений о тяжелых условиях труда и работе с нитрокрасками, либо работе с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, не имеется; справку от 9 октября 2020 г..N 260, выданную ООО "Стройсервис" о работе Шевцовой (Дмитриевой) О.В. в ООО "Стройсервис" с 1 ноября 1998 г..по 18 января 2000 г..маляром, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности, данная профессия относится к Списку N 2 от 26 января 1991 г..и дает право на пенсию по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) Дмитриевой О.В, в которой указано, что Дмитриева О.В. зарегистрирована в системе обязательного государственного пенсионного страхования 11 февраля 2000 г, сведения об особых условиях труда содержатся за периоды работы с 1 января 1999 г..по 18 января 2000 г..в ООО "Стройсервис" (указан код особых условий труда
"ЗП12Б, 23200000-13450", и установив, что факт работы Дмитриевой О.В. по должности маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в условиях Списка N 2 подтвержден только за период с 1 января 1999 г..по 18 января 2000 г..(1 год 18 дней), пришел к выводу о наличии оснований для включения Дмитриевой О.В. данного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложив на пенсионный фонд соответствующую обязанность, и не установилоснований для включения в специальный стаж периодов работы истца с 18 октября 1988 г..по 31 октября 1998 г..в качестве маляра в ОАО "Саянский алюминиевый завод", с 1 ноября 1998 г..по 31 декабря 1998 г..в качестве маляра в ООО "Стройсервис", в связи с отсутствием в материалах дела документального подтверждения факта работы истца с нитрокрасками либо с вредными веществами не ниже 3 класса опасности.
Установив, что с учетом включенного в специальный стаж Дмитриевой О.В. периода работы с 1 января 1999 г. по 18 января 2000 г. у нее не образуется требуемая продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд отказал в удовлетворении требования о назначении пенсии с 5 марта 2020 г.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами согласился.
Признавая несостоятельными доводы истца о наличии оснований для включения в специальный стаж периода работы с 1 октября 1997 г. по 31 декабря 1998 г. со ссылкой на справку ООО "Стройсервис" от 9 октября 2020 г. N 260, согласно которой Дмитриева О.В. действительно работала в ООО "Стройсервис" с 1 ноября 1998 г. по 18 января 2000 г. маляром, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности, данная профессия относится к Списку N 2 от 26 января 1991 г. и дает право на пенсию по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции указал, что указанная справка о работе истца во вредных, условиях труда в период с 1 ноября 1998 г. по 31 декабря 1998 г. не соответствует сведениям индивидуального персонифицированного учета, согласно которым работодатель ООО "Стройсервис" спорный период работы не относит к особым условиям труда, льготная, кодировка отсутствует. При этом в справке отсутствует ссылка на документы соответствующего периода времени, из которых можно установить работу в условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Ссылку апелляционной жалобы на свидетельские показания в подтверждение характера работы истца, суд апелляционной инстанции отклонил, указав, что в силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрена работа маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Разделом XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусмотрена должность маляра при работе с нитрокрасками.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Дмитриева О.В. в период с 1 января 1999 г. по 18 января 2000 г. работала маляром, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, то есть была занята на работах и в условиях, предусмотренных Списком N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Установив, что в материалах дела не имеется документального подтверждения занятости истца на работах и в условиях, предусмотренных Списком N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, Списком N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периодов работы истца с 18 октября 1988 г. по 31 октября 1998 г. маляром в ОАО "Саянский алюминиевый завод", с 1 ноября 1998 г. по 31 декабря 1998 г. маляром в ООО "Стройсервис".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы представителя Дмитриевой О.В. - Лазаренко С.А. о наличии оснований для включения всех заявленных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что ООО "Стройсервис" и ремонтно-строительный цех Саянского алюминиевого завода являются одной и той же организацией поменявшей название после перерегистрации, Дмитриева О.В. с момента образования выполняла работы по оштукатуриванию и окраске цехов алюминиевого завода, которые, согласно архивной справки от 9 октября 2020 г. N 260, являются вредными условиями труда, характер и условия труда истца являлись неизменными в течении всего периода трудовой деятельности в должности маляра с 1988 г, подлежат отклонению как документально не подтвержденные, условие о постоянной занятости истца в периоды с 18 октября 1988 г. по 31 октября 1998 г, с 1 ноября 1998 г. по 31 декабря 1998 г. на работах в особых условиях, предусмотренных Списками N 2, допустимыми доказательствами не подтверждено.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 28 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 26 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Дмитриевой Ольги Васильевны - Лазаренко Сергея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.