Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2 -139/2022 (УИД 38RS0020-01-2022-000015-80) по иску Гурлевой Ольги Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области о взыскании недополученных денежных средств, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области на решение Саянского городского суда Иркутской области от 16 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гурлева Ольга Александровна (далее по тексту - Гурлева О.А.) обратилась в Саянский городской суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 6 по Иркутской области) о взыскании невыплаченных сумм компенсации при выплате четырехмесячного денежного содержания в размере 254 999, 96 рублей, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 91 382, 24 рублей, недоначисленной и невыплаченной суммы денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021 г. в размере 63 039, 69 рублей, компенсации морального вреда в размере 80 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее по тексту - УФНС России по Иркутской области).
Решением Саянского городского суда Иркутской области от 16 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2022 г, исковые требования Гурлевой О.А. удовлетворены. С Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области в пользу Гурлевой О.А. взыскана недоначисленная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 254 999, 96 рублей, недоначисленная компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 91 382, 24 рублей, недоначисленная выплата за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 17 апреля по 27 апреля 2021 г. и 24 дня за период с 7 июня по 30 июня 2021 г. в размере 63 039, 69 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
Межрайонная ИФНС N 6 России по Иркутской области обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Саянского городского суда Иркутской области от 16 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2022 г. отменить.
В обоснование кассационной жалобы Межрайонная ИФНС N 6 России по Иркутской области указала на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Судами неправильно истолкованы положения статей 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", положения пунктов 2, 6 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г..N 562, положения Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г..N 763 "О денежном содержании государственных гражданских служащих", а также неправильно квалифицирована природа спорных сумм как иных выплат, предусмотренных в пункте 3 части 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и подпункте "г" пункта 9 Указа N 763 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г..N 763 "О денежном содержании государственных гражданских служащих". Вывод судов о том, что согласно Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г..N 562, все дополнительные выплаты, производимые государственным гражданским служащим в соответствии с законодательством, в том числе, средства материального стимулирования, включаются в состав сохраняемого денежного содержания, является необоснованным.
Судами не учтено, что в приказах Федеральной налоговой службы, приказах Управления Федеральной налоговой службы и приказах Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области, на основании которых производились в 2020-2021 гг. выплаты материального стимулирования и единовременного денежного поощрения в виде материального стимулирования, прямо предусмотрено, что указанные выплаты производятся сверх фонда оплаты труда. Выводы судов о том, что выплаты государственным гражданским служащим органов ФНС России материального стимулирования и премий имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, не соответствуют нормам права. Судами не дана оценка письменным доводам ответчика и третьего лица о том, что пересчет отпускных с учетом сумм материального стимулирования повлечет уменьшение размера премий за выполнение особо сложных и важных заданий и не приведет к получению сотрудником большего дохода в связи с ограниченным размером фонда оплаты труда. Суд, определив правовую природу спорных денежных средств, не исследовал вопрос о размере фактически полученного истцом дохода в сравнении с доходом, который бы получил истец при включении спорных выплат в расчет отпускных и компенсационных выплат при увольнении. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гурлева О.А. с 20 февраля 2017 г. на основании приказа от 16 февраля 2017 г. N 02-04-02/20 замещала должность государственной гражданской службы - начальника отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России N14 по Иркутской области, приказами от 5 февраля 2018 г. N 02-04-02/11, от 5 февраля 2019 г. N 02-04-02/14, от 10 февраля 2021 г. N 02-04-02/016 срок замещения должности начальника отдела общего обеспечения Гурлевой О.А. был продлен по 19 февраля 2022 г.
На основании пункта 1 Приказа ФНС от 6 апреля 2020 г. N ЕД-8-5/10дсп@ "О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года" принято решение утвердить распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 г.
Аналогичные приказы ФНС России были приняты за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 г, что подтверждается приказами от 25 июня 2020 г. N ЕД-8-5/18дсп@, от 18 сентября 2020 г. N ЕД-8-5/25дсп@, от 8 декабря 2020 г. NКЧ-8-5/36дсп@, от 14 апреля 2021 г. NКЧ-8-5/16дсп@, а также распоряжением от 17 марта 2020 г. N ЕД-8- 5/85дсп@; первый квартал 2021 г. на основании приказа от 12 апреля 2021 г. ЕД- 8-5/127дсп@.
Приказами УФНС России по Иркутской области от 29 июня 2020 г. N 09- 17/343 дсп@, от 24 сентября 2020 г. N 09-17/483 дсп@, от 8 декабря 2020 г. N09-17/698 дсп@, от 29 июня 2020 г. N 09-17/343 дсп@, от 24 сентября 2020 г. N ЕД-8-5/483дсп@, от 15 апреля 2021 г. N 09-17/237 дсп@ "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих", в пределах полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, в распоряжение начальников территориальных инспекций ФНС доведены дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФСН России. Руководителям территориальных ФНС России предоставлено право на принятие решений о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
Приказами Межрайонной ИФНС Росси N14 по Иркутской области от 16 апреля 2019 г, от 27 мая 2019 г, от 19 июня 2019 г, от 21 июня 2019 г, от 9 августа 2019 г, от 13 ноября 2019 г, от 19 декабря 2019 г, от 24 декабря 2019 г, от 20 февраля 2020 г, от 25 марта 2020 г, от 14 апреля 2020 г, от 10 июня 2020 г, от 7 июля 2020 г, от 21 августа 2020 г, от 28 сентября 2020 г, от 11 декабря 2020 г, от 23 апреля 2021 г, от 13 мая 2021 г, от 23 июня 2021 г, от 15 июля 2021 г, от 17 августа 2021 г. и от 20 сентября 2021 г. "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области"" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы Иркутской области, постановлено произвести выплату единовременного поощрения за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, Гурлевой О.А.
Приказом от 24 декабря 2020 г. Межрайонной ИФНС Росси N14 по Иркутской области произведена выплата премии за декабрь 2020 г, от 18 февраля 2021 г. о выплате премии за февраль 2021 г.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 20 июля 2021 г. Межрайонная ИФНС России N14 по Иркутской области реорганизована с 1 ноября 2021 г. путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области.
На основании приказа от 14 октября 2021 г. N 02-04-02/174, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе", служебный контракт с Гурлевой О.А. расторгнут с 29 октября 2021 г, она освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы в Межрайонной ИФНС России N14 по Иркутской области по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 158 305, 24 рублей и компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 42 дней за отработанный период с 20 февраля 2020 г. по 29 октября 2021 г. в размере 54 002, 34 рублей.
8 ноября 2021 г. Гурлева О.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России N 6 по Иркутской области с заявлением о перерасчете выплаченной ей суммы четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск с учетом сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей в течение двенадцати месяцев, предшествующих увольнению.
Письмом от 2 декабря 2021 г. Гурлевой О.А. ответчиком был направлен ответ об отсутствии оснований для перерасчета, поскольку выплаченные ей дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания.
Гурлева О.А, указав, что в период ее работы работодателем при расчете сохраняемого денежного содержания на период нахождения в очередных отпусках, при расчете денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении, при выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении, не были учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные в период работы, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 3.1 части 3 статьи 37, частями 1, 13 статьи 46, частями 1, 2, 5, 10 статьи 50, статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 5, пункте 56 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Средства материального стимулирования и премии выплачены истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и указанные суммы следует учитывать в порядке пунктов 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Установив, что истцу произведен расчет причитающихся выплат при увольнении без учета сумм всех премий и материального стимулирования, выплаченных в 2020-2021 гг. за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск или дню увольнения истца, соответственно, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 91 382, 24 рубля, недоначисленной суммы отпускных за отпуск в количестве 11 дней за период с 17 апреля по 27 апреля 2021 г. и за 24 дня отпуска за период с 7 июня по 30 июня 2021 г. в размере 63 039, 69 рублей, недоначисленной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 254 999, 96 рублей.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой с учетом объема и характера причиненных нравственных страданий, степени вины работодателя, определилв сумме 5 000 рублей.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
Суд апелляционной инстанции отклонил как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании норм материального права доводы апелляционных жалоб о том, что дополнительное материальное стимулирование не подлежит учету при расчете отпускных, поскольку не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации на момент возникновения спорных отношений устанавливались Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном " оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 настоящих Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 названного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Согласно приказам ФНС России от 6 апреля 2020 г. N ЕД-8-5/10ДСП@, от 25 июня 2020 г. N ЕД-8-5/18ДСП@, от 18 сентября 2020 г. N ЕД-8-5/25ДСП@, от 4 декабря 2020 г. N КЧ-8-5/36ДСП?, от 14 апреля 2021 г. N ЕД-8-5/6ДСП@, от 9 июля 2021 г. N ЕД-8-5/25ДСП?, от 13 сентября 2021 N ЕД-8-5/27ДСП@ утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда соответственно за 4 квартал 2019 г, 1 квартал 2020 г, 2 квартал 2020 г, 3 квартал 2020 г, 4 квартал 2020 г, 1 квартал 2021 г, 2 квартал 2021 г.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствующие о ежеквартальном осуществлении ответчиком материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели, суды пришли к обоснованному выводу, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, имеющих целевой характер, подлежит включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.
Доводы кассационной жалобы Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области об обратном подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Саянского городского суда Иркутской области от 16 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.