Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1154/2022 (УИД: 54RS0010-01-2021-010725-74) по иску Зомберг Светланы Вячеславовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения незаконным, восстановлении нарушенного права, по кассационной жалобе представителя Зомберг Светланы Вячеславовны - Тури Павла Габоровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зомберг Светлана Вячеславовна (далее - Зомберг С.В, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОПФР по Новосибирской области, пенсионный орган, ответчик) о признании решения незаконным, восстановлении нарушенного права.
В обоснование заявленных требований Зомберг С.В. указала, что с 20 августа 2013 г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за выработку требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 лет.
При назначении досрочной страховой пенсии по старости Зомберг С.В. была установлена надбавка в отношении заработков в размере 1, 4 для расчета пенсионного капитала, повышен фиксированный базовый размер страховой части пенсии на 50%, за стаж не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и страховом стаже не менее 20 лет у женщин.
1 января 2015 г. фиксированный базовый размер страховой части пенсии был заменен на фиксированную выплату к страховой пенсии в размере 30% за выполнение условий о продолжительности стажа в северных районах.
5 апреля 2021 г. пенсионным органом принято решение N об обнаружении ошибки, допущенной при установлении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с которым размер страховой пенсии по старости Зомберг С.В. пересчитан в сторону уменьшения.
Обращаясь с иском в суд, Зомберг С.В. ссылалась на то, что пенсионным органом необоснованно исключены из стажа работы в районах Крайнего Севера периоды ухода за детьми, в связи с чем, решение пенсионного органа является незаконным.
Зомберг С.В. просила суд признать незаконным решение УПФР в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) от 5 апреля 2021 г. N, обязать ОПФР по Новосибирской области восстановить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на 30 %, в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 марта 2021 г.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 21 марта 2022 г. исковые требования Зомберг С.В. удовлетворены. Решение УПФР в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) от 5 апреля 2021 г. N о приведении в соответствие размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчете размера страховой пенсии Зомберг С.В. в сторону уменьшения признано незаконным, на ОПФР по Новосибирской области возложена обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Зомберг С.В. с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, рассчитанной на основании ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 мая 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 июля 2022 г. решение Центрального районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 21 марта 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зомберг С.В. отказано.
В кассационной жалобе представителем Зомберг С.В. - Тури П.Г. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 июля 2022 г, как незаконного.
На кассационную жалобу представителем ОПФР по Новосибирской области принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Зомберг С.В, представитель ответчика ОПФР по Новосибирской области, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Зомбрег С.В. с 20 августа 2013 г. назначена досрочная страховая (ранее - трудовая) пенсия по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как достигшей возраста 50 лет проработавшей не менее 20 календарных лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и имеющей страховой стаж не менее 20 лет.
При назначении пенсии Зомбрег С.В. установлен стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 20 лет 5 дней, в связи с чем Зомберг С.В. в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости равной 30 % суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решением УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, от 5 апреля 2021 г. N выявлена ошибка, заключающаяся в том, что при установлении Зомберг С.В. с 20 августа 2013 г. страховой пенсии по старости ошибочно установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме равной 30 % суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии. В связи с чем, принято решение устранить данную ошибку, привести в соответствие размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, пересчитать размер страховой пенсии по старости в сторону уменьшения.
Из стажа работы Зомберг С.В, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, для расчета фиксированного базового размера страховой части пенсии на дату назначения исключены периоды отпуска по уходу за ребенком с 27 июня 1983 г. по 2 мая 1984 г, с 26 июня 1984 г. по 2 ноября 1984 г, с 9 ноября 1985 г. по 6 февраля 1987 г. Стаж работы Зомберг С.В, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил 17 лет 6 месяцев 28 дней.
С 1 мая 2021 г. осуществлен перерасчет размера страховой пенсии по старости в сторону уменьшения, без повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме равной 30 % суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии
Разрешая спор по существу, и удовлетворяя заявленные Зомберг С.В. исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку периоды отпусков Зомберг С.В. имели место до 6 октября 1992 г, то в соответствии с ранее действовавшим законодательством она имеет право на включение периодов по уходу за детьми с 27 июня 1983 г. по 2 мая 1984 г, с 26 июня 1984 г. по 2 ноября 1984 г, с 9 ноября 1985 г. по 6 февраля 1987 г. во все виды стажа (общий, специальный, стаж необходимый для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии)
Суд первой инстанции, установив, что с учетом периодов отпуска по уходу за детьми, стаж работы Зомберг С.В, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении составляет 20 лет 9 дней, пришел к выводу, что Зомберг С.В. имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии, рассчитанной на основании ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, признал незаконным решение УПФР в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) от 5 апреля 2021 г. N о приведении в соответствие размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчете размера страховой пенсии Зомберг С.В. в сторону уменьшения и возложил на ОПФР по Новосибирской области обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Зомберг С.В. с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, рассчитанной на основании ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 мая 2021 г.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу по новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Зомберг С.В, суд апелляционной инстанции исходил из того, что выводы суда первой инстанции основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 6 октября 1992 г, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях; до 6 октября 1992 г. нормы о повышении размера базовых частей трудовой пенсии по старости, которые действуют с 1 января 2008 г, повышенного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, которые действуют с 1 января 2010 г, повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, которые действуют с 1 января 2015 г. в спорный период в законодательстве Российской Федерации отсутствовали, в связи с чем женщины до 6 октября 1992 г. не могли рассчитывать на повышение пенсий, в связи с работой в районах Крайнего Севера; периоды нахождения Зомберг С.В. в отпуске по уходу за детьми до 6 октября 1992 г. подлежали учету лишь при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, правовых оснований для учета этих же периодов для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Так, пунктом 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г, устанавливалось, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г.
Частью 5 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребёнком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В п. 7 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N 375/24-11 от 29 ноября 1989 г, закреплено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Положения ч. 2 ст.6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Удовлетворяя исковые требования Зомберг С.В. суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку периоды отпусков Зомберг С.В. по уходу за детьми с 27 июня 1983 г. по 2 мая 1984 г, с 26 июня 1984 г. по 2 ноября 1984 г, с 9 ноября 1985 г. по 6 февраля 1987 г. имели место до 6 октября 1992 г, то в соответствии с ранее действовавшим законодательством она имеет право на включение периодов по уходу за детьми, в том числе в стаж работы, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Суждения суда апелляционной инстанции о том, что с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 6 октября 1992 г, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях; до 6 октября 1992 г. нормы о повышении размера базовых частей трудовой пенсии по старости, которые действуют с 1 января 2008 г, повышенного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, которые действуют с 1 января 2010 г, повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, которые действуют с 1 января 2015 г. в спорный период в законодательстве Российской Федерации отсутствовали, в связи с чем женщины до 6 октября 1992 г. не могли рассчитывать на повышение пенсий, в связи с работой в районах Крайнего Севера; периоды нахождения Зомберг С.В. в отпуске по уходу за детьми до 6 октября 1992 г. подлежали учету лишь при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, правовых оснований для учета этих же периодов для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не имеется, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом положений Федерального закона "О страховых пенсиях", ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), разъяснений, приведенных в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пенсионный орган должен применять единообразный порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как при определении права Зомберг С.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так и при определении ее права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости. При таком порядке исчисления стажа оснований для пересмотра размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Зомберг С.В, исходя их действующего пенсионного законодательства, у пенсионного органа не имелось.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствовали предусмотренные процессуальным законом (ст. 330 ГПК РФ) основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Зомберг С.В.
Ввиду изложенного апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, поскольку оно принято с нарушением норм материального права, что в силу ст. 379.7, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 июля 2022 г. отменить.
Оставить в силе решение Центрального районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 21 марта 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.