Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чуньковой Т.Ю, судей Вульферт С.В, Репринцевой Н.Ю, с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи при содействии Центрального районного суда г. Барнаула гражданское дело N 2-2272/2022 (УИД N 22RS0068-01-2021-001752-81) по иску прокурора Кытмановского района Алтайского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к краевому государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Алтайского края" о понуждении к совершению действий, третьи лица - Государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства Алтайского края "Северо-восточное дорожно-строительное управление", Управление имущественных отношений Алтайского края, по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 августа 2022 г, Заслушав доклад судьи С.В. Вульферт, выслушав представителя КГКУ "Алтайавтодор" Балашова В.В, доверенность от 10 января 2022, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора, полагавшего, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия, установила
прокурор Кытмановского района Алтайского края обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (далее - КГКУ "Алтайавтодор") о возложении обязанности организовать проведение ремонта автомобильной дороги регионального значения "Кытманово-Порошино-Клюквенный" на участке от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края, а именно от 45 км до 59 км путем приведения в соответствие с требованиями: технического паспорта указанной автомобильной дороги и ГОСТа Р50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля; установлении ответчику срока для совершения указанных действий.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Кытмановского района Алтайского края с привлечением контролирующего органа в сфере безопасности дорожного движения, проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности Краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" при реализации мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту автомобильной дороги регионального значения "Кытманово-Порошино-Клюквенный" на участке от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края, а именно от 45 км до 59 км, по результатам которой по состоянию на 24.09.2020 на протяжении всего участка дороги с 45 по 59 км. имеются просадки дорожного полотна, калейность, превышающие допустимые ГОСТ Р 50597-2017 размеры.
Ответственным за проведение необходимых мероприятий по приведению в соответствие с нормативной документацией покрытия автомобильной дороги "Кытманово-Порошино-Клюквенный" является ответчик. Какие-либо мероприятия по восстановлению, ремонту указанной автомобильной дороги проведены не были. Неудовлетворительное состояние указанной автомобильной дороги, особенно в ненастную погоду (в период дождей) является непосредственной угрозой безопасности дорожного движения, что недопустимо, ведет к росту аварийных ситуаций, затрудняет движение транспортных средств, пешеходов, способно спровоцировать ДТП.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29.12.2021 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10.08.2022 решение суда отменено и принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
На КГКУ "Алтайавтодор" возложена обязанность по устранению дефектов в виде просветов под рейкой, повреждений (выбоин, просадок, проломов) на участке автомобильной дороги от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до п. Клюквенный Троицкого района Алтайского края от 49 км. до 59 км.
Установлен срок для исполнения решения суда в течение 7 месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.
В кассационной жалобе КГКУ "Алтайавтодор" ставит вопрос об отмене апелляционного определения и просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции необоснованно не принял во внимание обновленный журнал по производству работ ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ". Также указывает, что апелляционный суд ошибочно применил требования ГОСТ Р50597-2017 к рассматриваемому спору, так как автомобильная дорога Кытманово-Порошино-Клюквенный-а/д Р-256 на участке 49 км. по 59 км не имеет покрытия.
Рассмотрев ходатайство КГКУ "Алтайавтодор" о приобщении к материалам дела акта осмотра участка автомобильной дороги "Кытманово-Порошино-Клюквенный-ад Р-256" от 49 км. по 59 км от 21.09.2022, судебная коллегия находит его не подлежащим удовлетворению, так как полномочия кассационного суда не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, что следует из части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 379.6 ГПК РФ, законность обжалуемого апелляционного определения, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судами установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Кытмановского района Алтайского края с привлечением контролирующего органа в сфере безопасности дорожного движения, проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности Краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" при реализации мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту автомобильной дороги регионального значения "Кытманово-Порошино-Клюквенный" на участке от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края, а именно от 45 км до 59 км.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, составленного ИДПС ОГИБДД МО МВД России "Кытмановский" от 24.09.2020, на участке от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края были выявлены недостатки в содержании дороги "Кытманово-Порошино-Клюквенный" в виде просадки дорожного полотна. По результатам проведенной проверки прокурором Кытмановского района Алтайского края в ГУП ДХ АК "Северо-восточное ДСУ" направлено представление от 02.10.2020 об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Ответом ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ" от 15.10.2020 сообщено о том, что в рамках регламента работ по содержанию невозможно поддерживать требуемый уровень содержания данного участка автомобильной дороги, так как необходимы работы (ремонт) устройства переходного покрытия из щебня. Данные работы невозможно осуществить в рамках действующего договора на содержание. Требуется заключение отдельного договора на ремонт участка. Данный вид работ определяет собственник автомобильной дороги КГКУ "Алтайавтодор".
Автомобильная дорога "Кытманово-Порошино-Клюквенный а/д Р-256" регионального значения, относится к IV технической категории, протяженностью в Кытмановском районе 59, 408 км, из них 2, 424 км - асфальтобетонного покрытия, 17, 076 км - черногравийного покрытия, 22, 5 км - щебеночного покрытия и 17, 408 км - грунтового покрытия, соединяющая между собой Троицкий и Кытмановский районы Алтайского края. Участок дороги от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края км 42 + 000 - км 59 + 408, протяженностью 17, 408 км - грунтовый.
15.11.2019 между КГКУ "Алтайавтодор" и ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ" был заключен государственный контракт N на выполнение в 2020-2022г.г. работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Алтайского края и искусственных сооружений на них в Северо-Восточной зоне, в рамках которого в июне-июле 2021 г. на грунтовом участке дороге выполнены дорожные работы по содержанию, восстановлению профиля проезжей части, вырубка древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода, протяженностью 17, 408 км.
Для определения юридически значимых обстоятельств судом назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы.
По заключению ФБУ "Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" от 12.11.2021 N, автомобильная дорога "Кытманово-Порошино-Клюквенный а/д Р-256" на участке от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края, а именно от 45 км до 59 км относится к классу "дороги обычного типа", категории VБ. В результате проведенных исследований установлено, что автомобильная дорога "Кытманово-Порошино-Клюквенный а/д Р-256" на участке от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края, а именно от 45 км до 59 км имеет следующие дефекты: просвет под рейкой составляет от 50 мм до 200 мм, что не соответствует СП 78.13330.2012; повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью 0, 06 кв.м, длиной более 15 см, глубиной более 5 см на участке полосы движения длиной 100м, площадью более 5, 2 кв.м, что не соответствует ГОСТ Р 50597-2017.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Дорога "Кытманово-Порошино-Клюквенный а/д Р-256" на участке от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края, а именно от 45 км до 59 км имеет грунтовый тип покрытия, что соответствует техническому паспорту к автомобильной дороге, но не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
Экспертами установлено, что с 01.01.2020 - 31.12.2020, с 01.01.2021 - 20.02.2021 на автомобильной дороге "Кытманово-Порошино-Клюквенный а/д Р-256" на участке от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края, а именно от 45 км до 59 км, выполнялись следующие работы: очистка дороги от снега плужными снегоочистителями на базе трактора; очистка дороги от снега плужным оборудованием на базе комбинированной дорожной машины мощностью от 210 до 270 л.с.; планировка проезжей части гравийных дорог автогрейдером; скашивание травы и срезка кустарника на обочинах, откосах и в резервах скашивание травы косилкой на базе трактора на пневмоколесном ходу 80 л.с, ширина скашивания до 2 м.; засыпка грунтом пробоин и ям на откосах и бермах с трамбованием вручную: грунт 2 класса; при перевозке грузов 1-го класса по дорогам с переходным типом покрытия на расстояние 5 км; планировка проезжей части гравийных дорог автогрейдером; профилирование грунтовых дорог автогрейдером.
Согласно таблице А1 приложения А п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 - устранение выявленных дефектов должно производиться в течение 20 суток.
Исходя из того, что автомобильная дорога Кытманово-Порошино-Клюквенный а/д Р-256" на участке от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края от 45км до 59 км имеет грунтовый тип покрытия, устранение выявленных дефектов возможно в рамках работ по содержанию согласно требований Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог: "IV. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м на 1 км". Установить соответствует ли качество и объем подлежащих выполнению дорожных работ по фактическому ремонту вышеуказанного участка дороги нормативным правовым актам, применяемым к подобным участкам дорог (при ремонте, строительстве, содержании), с учетом представленных документов, не представляется возможным, так как установить период образования дефектов и объем необходимых к выполнению работ не представляется возможным.
Ответчиком КГКУ "Алтайавтодор" представлен акт приемочной комиссии КГКУ "Алтайавтодор" от 07.10.2021 о приемке в эксплуатацию законченной по содержанию автомобильной дороги Кытманово-Порошино-Клюквенный а/д Р-256" км 45 + 000 - км 49 + 000 (восстановление верхних слоев) в Кытмановском районе; акт рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию от 01.10.2021, гарантийный паспорт на законченный по содержанию указанный участок дороги, государственный контракт на выполнение работ. Согласно представленным документам, на указанном выше участке дороги выполнены следующие работы: разработка щебенистого грунта 2 группы, планировка верхнего земельного полотка из щебенистого грунта 2 группы, уплотнение грунта катком. Работы были выполнены в период с 27.08.2021 по 16.09.2021.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив по представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что часть спорного земельного участка с 45 по 49 км. отсыпана щебнем: заключением судебной экспертизы установлено соответствие всего промежутка дороги с 45 по 59 км. требованиям технического паспорта; дефекты дорожного полотна в виде наличия повреждений выбоин, просадок, проломов, подлежат устранению в рамках работ по содержанию, тогда как прокурором заявлены требования о проведении ремонта автомобильной дороги. Кроме того, с учетом длительности рассмотрения дела, а также нормативно установленных сроков по устранению дефектов, стороной истца не представлено доказательств наличия дефектов на момент рассмотрения спора.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения первой инстанции, согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части участка дороги с 45 км. по 49 км. от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края (в данной части судебные постановления в кассационную инстанцию не обжалуются).
В остальной части, установив, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение отменил.
Разрешая исковые требования по существу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что участок дороги с 49 по 59 км. от с. Порошино Кытмановского района Алтайского края до пос. Клюквенный Троицкого района Алтайского края не соответствует требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, что подтверждается заключением судебной экспертизы N, фототаблицей, являющейся приложением к заключению.
Возлагая на КГКУ "Алтайавтодор" обязанность по устранению выявленных на спорном участке автомобильной дороги дефектов, суд апелляционной инстанции исходил из того, что защита нарушенного права неопределенного круга лиц на обеспечение автомобильной дорогой в соответствии с требованиями технических регламентов, а также организацию безопасных условий дорожного движения, гарантированных частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", будет достигнута путем возложения на ответчика обязанности устранить выявленные дефекты на спорном участке автомобильной дороги, без указания на обязанность по соблюдению стандартов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
К задачам названного закона отнесены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3 Закона N 196-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ, части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, обязаны обеспечить соответствие состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям определены в техническом регламенте Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (далее - ТР ТС 014/2011).
Согласно подпункту "а" пункта 13.2 статьи 3 ТР ТС 014/2011 на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
При необходимости, до устранения указанных дефектов проезжей части поврежденные участки автомобильной дороги должны быть обозначены соответствующими временными дорожными знаками или другими техническими средствами организации дорожного движения.
Согласно подпункту "в" пункта 13.2 статьи 3 ТР ТС 014/2011 ровность дорожного покрытия должна обеспечивать безопасные условия движения с установленной для данного класса и категории автомобильной дороги скоростью движения. Требования к ровности покрытий устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), установлены требования к содержанию автомобильных дорог.
Как следует из пункта 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Вопреки доводам кассационной жалобы, требования ГОСТ Р 50597-2017 к качеству дорог не устанавливает изъятий относительно вида покрытия дорог.
Сами по себе доводы о проведении с июня 2021 г. по август 2022 г. на спорном участке автомобильной дороги работ по планировке проезжей части с выравниванием грунтового участка, не опровергают выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы.
Довод кассационной жалобы о фактическом выполнении необходимых работ по содержанию спорного участка дороги, что подтверждается копией журнала производства работ, которому судом апелляционной инстанции оценка не дана, подлежат отклонению.
Копия журнала производства работ ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ" по содержанию а/д Кытманово-Порошино-Клюквенное Р-256 обоснованно не принята судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства ввиду отсутствия оснований, предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции". При этом ответчик не лишен права представить доказательства фактического исполнения решения суда в ходе исполнительного производства.
Таким образом, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих принятие ответчиком всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований технических регламентов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения требований является правильным.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств.
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в судебных актах либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 379.6, 390 ГПК РФ).
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены апелляционного определения, судом апелляционной инстанции не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 390.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края"- без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ю. Чунькова
Судьи С.В. Вульферт
Н.Ю. Репринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.