Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-197/2022 (УИД: 42RS0033-01-2021-003707-33) по иску Бороденко Антона Васильевича, Наборщикова Алексея Владимировича, Наборщикова Максима Владимировича, Наборщиковой Светланы Васильевны, действующей за себя и за несовершеннолетнюю Н.А. к администрации города Прокопьевска об установлении факта проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению и заключении договора о предоставлении социальной выплаты, по кассационной жалобе Бороденко Антона Васильевича, Наборщикова Алексея Владимировича, Наборщикова Максима Владимировича, Наборщиковой Светланы Васильевны, действующей за себя и за несовершеннолетнюю Н.А, на решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 24 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бороденко Антон Васильевич (далее - Бороденко А.В.), Наборщиков Алексей Владимирович (далее - Наборщиков А.В.), Наборщиков Максим Владимирович (далее - Наборщиков М.В.), Наборщикова Светлана Васильевна (далее - Наборщикова С.В.), действующей за себя и за несовершеннолетнюю Н.А. (далее - Н.А.), обратились с иском к администрации города Прокопьевска об установлении факта проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению и заключении договора о предоставлении социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что собственниками по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", являются Наборщиков А.В, Наборщиков М.В, Наборщикова С.В, Н.А. на основании договора купли-продажи от 13 июня 2012 г, все они кроме Наборщикова М.В. проживают в указанном жилом доме, также в данном доме проживает и зарегистрирован Бороденко А.В.
Администрация города Прокопьевска отказывает Бороденко А.В, Наборщикову А.В, Наборщикову М.В, Наборщиковой С.В, Н.А. во включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО "Шахта им. Ворошилова".
Бороденко А.В, Наборщиков А.В, Наборщиков М.В, Наборщикова С.В, действующая за себя и за несовершеннолетнюю Н.А, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили суд установить факт постоянного проживания Наборщикова А.В, Наборщикова М.В, Наборщиковой С.В, Н.А. в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" с июля 2012 г. и по настоящее время, обязать администрацию города Прокопьевска включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО "Шахта им. Ворошилова", заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО "Шахта им. Ворошилова".
Определением Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 16 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Никонова З.В, Никонов Г.Е, Никонова В.Е.
Решением Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 24 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 июля 2022 г, исковые требования Бороденко А.В, Наборщикова А.В, Наборщикова М.В, Наборщиковой С.В, действующей за себя и за несовершеннолетнюю Н.А, оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Бороденко А.В, Наборщиковым А.В, Наборщиковым М.В, Наборщиковой С.В, действующей за себя и за несовершеннолетнюю Н.А, ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 24 января 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 июля 2022 г, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истцы Бороденко А.В, Наборщиков А.В, Наборщиков М.В, Наборщикова С.В, действующая за себя и за несовершеннолетнюю Н.А, представитель ответчика администрации города Прокопьевска, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Никонова З.В, Никонов Г.Е, Никонова В.Е, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Наборщиков А.В, Наборщиков М.В, Наборщикова С.В, Н.А. на основании договора купли-продажи от 13 июня 2012 г. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Право общей долевой собственности - по ? доли в праве, зарегистрировано за Наборщиковым А.В, Наборщиковым М.В, Наборщиковой С.В, Н.А. в Едином государственном реестре недвижимости 5 июля 2012 г.
Как следует из договора купли-продажи от 13 июня 2012 г. Наборщиков А.В, Наборщиков М.В, Наборщикова С.В, Н.А. приобрели в равнодолевую собственность жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", у Бороденко А.В. (п. 1); Бороденко А.В. и члены его семьи обязуется сняться с регистрационного учета в срок до 13 августа 2012 г. После передачи жилого дома Бороденко А.В. и члены его семьи не сохраняют за собой права пользования и проживания в данном жилом доме (п. 7).
В настоящее время в жилом доме по адресу: "адрес", на регистрационном учете по месту жительства состоит Бороденко А.В.
Согласно заключению Сибирского филиала ОАО "Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ" (далее - СФ ОАО ВНИМИ) от 28 июня 2013 г. N "О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2 110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО "Шахта им. Ворошилова", с выдачей рекомендации по их сохранению или сносу" жилой дом по адресу: "адрес", "данные изъяты" года постройки, подвергся влиянию горных работ в 2008 году. Дом подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Жители дома подлежат переселению в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 4281 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц решение о ликвидации ООО "Шахта им. Ворошилова" зарегистрировано 25 апреля 2007 г, деятельность ООО "Шахта им. Ворошилова" прекращена 20 января 2015 г. в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО "Шахта им. Ворошилова", составлен на момент обследования дома СФ ОАО ВНИМИ - 28 июня 2013 г.
В список на переселение с территории горного отвода ООО "Шахта им. Ворошилова" по адресу: "адрес", включены: Бороденко А.В, Никонова З.В, Никонов Г.Е, Никонова В.Е.
Наборщикова С.В, Наборщиков А.В, Наборщиков М.В, Н.А. в список на переселение с территории горного отвода ООО "Шахта им. Ворошилова" не включены, поскольку на момент составления списка не состояли и не состоят на регистрационном учете по месту жительства в жилом доме по адресу: "адрес".
Заключая договор купли-продажи жилого дома 13 июня 2012 г. Наборщикова С.В, Наборщиков М.В, Н.А. состояли на регистрационном учете по месту жительства по адресу: "адрес", Набощиков А.В. - по адресу: "адрес", где зарегистрирован до настоящего времени.
Согласно информации, представленной администрацией города Прокопьевска, жилой дом по адресу: "адрес" был включен в региональную программу переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в 2017 году расселен и снесен. Гражданам, зарегистрированным в квартире N на момент расселения жилого дома по адресу: "адрес", предоставлена квартира по адресу: "адрес".
28 марта 2018 г. с Наборщиковой С.В. на квартиру по адресу: "адрес", заключен договор социального найма. В качестве членов семьи Наборщиковой С.В. в указанный договор включены Наборщиков М.В, Н.А.
В квартире по адресу: "адрес", Наборщикова С.В. состоит на регистрационном учете по месту жительства с 18 декабря 2017 г, Наборщиков М.В. - со 2 марта 2018 г, Н.А. с 18 декабря 2017 г.
Судом первой инстанции также установлено, что Н.А. является дочерью Наборщиковой С.В. и Бороденко А.В. Брак между Наборщиковой С.В. и Бороденко А.В. не заключен.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствует совокупность условий, при которых возможно возникновение права Наборщикова А.В, Наборщикова М.В, Наборщиковой С.В, Н.А. на включение в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, также отсутствует совокупность условий, при которых возможно возникновение права Бороденко А.В, Наборщикова А.В, Наборщикова М.В, Наборщиковой С.В, Н.А. на получение социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в связи с чем оставил исковые требования Бороденко А.В, Наборщикова А.В, Наборщикова М.В, Наборщиковой С.В, Н.А. без удовлетворения.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что Наборщиков А.В, Наборщиков М.В, Наборщикова С.В, Н.А. на дату выдачи заключения СФ ОАО ВНИМИ и составления списков граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО "Шахта им. Ворошилова" - 28 июня 2013 г. не были зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: "адрес", данный дом не являлся и не является для них единственным и постоянным местом жительства. Бороденко А.В. на дату составления списков граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО "Шахта им. Ворошилова" - 28 июня 2013 г. не являлся собственником или членом семьи собственника жилого дома по адресу: "адрес".
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" (далее - Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности") предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" установлено, что перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 утвержден Перечень мероприятий реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом "б" п. 8 указанного перечня в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" п. 5 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (п. 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков).
Согласно абз. 1 п. 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в редакции, действовавшей до 8 января 2022 г, основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, признаются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (абз. 4 п. 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков).
Пунктом 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков установлено, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности. Получателями социальной выплаты могут являться граждане-собственники жилых помещений или наниматели и члены их семей, зарегистрированные вместе с ним в жилом помещении, расположенном в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахт. Указанные меры социальной помощи носят целевой характер и являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, которые сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Установив отсутствие совокупности условий, при которых возможно возникновение права на включение в список граждан, подлежащих переселению, на получение социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, судебные инстанции пришли к правомерным выводам об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено наличие регистрации по адресу проживания, данный критерий не носит обязательный характер, правильность выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку сам по себе факт проживания без регистрации в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не влечет за собой включение в список граждан, подлежащих переселению, ввиду того, что отсутствует законодательно закрепленная совокупность условий, при которых возможно возникновение права на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, равно как и отличное от судов толкование положений закона, не подтверждает допущенных судами при рассмотрении дела нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 24 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бороденко Антона Васильевича, Наборщикова Алексея Владимировича, Наборщикова Максима Владимировича, Наборщиковой Светланы Васильевны, действующей за себя и за несовершеннолетнюю Наборщикову Александру Антоновну, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.