Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Семеновой И.А, Стаховой Т.М, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Поповой Ю.О, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-163/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" на решение Челябинского областного суда от 25 июля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16 декабря 2020 года N 62/66 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" на территории Челябинского городского округа, и долгосрочных параметров регулирования".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" - ФИО5, ФИО8, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - ФИО6, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - МТРиЭ, Министерство) 16 декабря 2020 года принято постановление N 62/66 (далее - Постановление N 62/66), опубликованное в издании "Южноуральская панорама", N 2/1, 14 января 2021 года, которым установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" (далее - ООО "данные изъяты", Общество) на территории Челябинского городского округа, а также долгосрочные параметры регулирования (Т.1 л.д.11-12, 64-65).
Постановление N 62/66 вступило в силу с 16 декабря 2020 года и утратило силу с 1 сентября 2022 года, в связи с изданием Постановления МТРиЭ от 29 августа 2022 года N 70/6.
ООО "данные изъяты" обратилось в Челябинский областной суд с административным иском, в котором просило признать не действующим с момента принятия Постановление N 62/66; возложить обязанность на Министерство принять заменяющий нормативный правовой акт (Т.1 л.д.3-5).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником тепловых сетей общей протяженностью 6, 848 км, расположенных на территории Челябинского городского округа. Оспариваемым постановлением для ООО "данные изъяты" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, а также долгосрочные параметры регулирования на период 2021-2023 годы для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые истцом на территории Челябинского городского округа, с использованием метода индексации.
Административный истец полагает вышеуказанное постановление незаконным, поскольку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии ответчиком в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2021 год необоснованно не учтены экономически обоснованные расходы по статье "экономически обоснованные расходы, неучтенные при установлении тарифов (выпадающие расходы)", понесенные Обществом в период с марта по июнь 2020 года в размере "данные изъяты" рублей. Административным ответчиком не приняты во внимание обосновывающие материалы, а именно: платежные документы; решения Арбитражного суда Челябинской области, подтверждающие внесение Обществом в АО "данные изъяты" за период с марта по июнь 2020 года платы за объем потерь тепловой энергии (теплонасителя) на сумму "данные изъяты" рублей. Согласно письму Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 марта 2021 года N 06/1255 данные расходы, при документальном подтверждении должны быть учтены при регулировании тарифов на тепловую энергию на 2022 год.
Решением Челябинского областного суда от 25 июля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме (Т.5 л.д.111-113).
ООО "данные изъяты" подана апелляционная жалоба на решение Челябинского областного суда от 25 июля 2022 года, в которой административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, высказанную при рассмотрении дела судом первой инстанции (Т.5 л.д.122-123).
Прокурором, участвующим в деле и административным ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу (Т.5 л.д.137-138).
Представитель заинтересованного лица акционерного общества "данные изъяты"" (далее - АО "данные изъяты") извещен о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявлял, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Впервые регулирование деятельности ООО "данные изъяты" по передаче тепловой энергии на территории Челябинского городского округа осуществлялось с 17 июля 2020 года с применением метода экономически обоснованных расходов, постановление МТРиЭ от 16 июля 2020 года N 30/3. Установленный тариф действовал с 17 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Министерством 16 октября 2020 года открыто дело об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО "данные изъяты", оказывающего услуги по передаче тепловой энергии на территории Челябинского городского округа, на 2021-2023 годы. Проведена экспертиза представленных Обществом документов, составлено экспертное заключение от 14 декабря 2020 года N 06/43-1-передача т/э_2021_(2021-2023) (Т.1 л.д.66-86).
Согласно экспертному заключению, НВВ на 2021 год (первый год долгосрочного периода регулирования 2021-2023 годов), определена экспертами с учетом пункта 35 Методических указаний и предложена к утверждению в размере сумма руб. с ростом к утвержденной НВВ в 2020 году - 10, 81%.
Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "данные изъяты" на долгосрочный период регулирования 2021-2023 годы с применением метода индексации установлены Постановлением N 62/69.
Сторонами по делу не оспаривалось, что заявленные Обществом выпадающие доходы в размере сумма рублей, не учтенные административным ответчиком при расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2021 год, являются затратами на компенсацию тепловых потерь в период с марта по июнь 2020 года.
ФАС России 31 мая 2021 года рассмотрено заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ООО "данные изъяты" и МРТиЭ, в части не включения в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2021 год расходов по статье "экономически обоснованные расходы, неучтенные при установлении тарифов (выпадающие расходы)" в размере сумма рублей. Разногласия, заявленные в ФАС России заключаются в компенсации тепловых потерь в период с марта по июнь 2020 года.
По результатам рассмотрения заявления о разногласиях ФАС России принято решение N СП/43975/21, которым ООО "данные изъяты" отказано в удовлетворении заявленных в разногласиях требований (Т.5 л.д.85-90).
Не согласившись с решением ФАС России от 31 мая 2021 года N СП/43975/21 административный истец обжаловал решение в порядке, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 2 декабря 2021 года по делу N А40-185276/21-2-1017 в удовлетворении требований ООО "данные изъяты"" о признании решения ФАС России N СП/43975/21 об отказе в удовлетворении требований ООО "данные изъяты", указанных в заявлении о разногласиях с МТРиЭ от 31 мая 2021 года, недействительными в части отказа признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе НВВ при установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2021 год расходы по статьям затрат "экономически обоснованные расходы, неучтенные при установлении тарифов (выпадающие расходы) компенсация тепловых потерь" в период с марта по июнь 2020 года в размере сумма тыс.руб. - отказано (Т.5 л.д.78-81).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу, что до 17 июля 2020 года ООО "данные изъяты" не обладало статусом теплосетевой организации, в связи с чем выпадающие доходы, связанные с затратами на компенсацию тепловых потерь за период с марта по июнь 2020 года, не могут быть учтены в составе НВВ в силу части 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку как установлено частью 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 787).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 2 декабря 2021 года по делу N А40-185276/21-2-1017 установлено, что тепловые сети, расходы за объем потерь тепловой энергии, в которых подлежат учету в составе НВВ на 2021 год, находятся в собственности ООО "данные изъяты". До марта 2020 года в отношении указанных тепловых сетей был заключен договор аренды с теплоснабжающей организацией АО "данные изъяты". В тарифе по передаче тепловой энергии, установленном МТРиЭ для АО "данные изъяты" на 2020 год, расходы на оплату потерь тепловой энергии в указанных тепловых сетях были учтены.
Тот факт, что с марта 2020 года договор аренды тепловых сетей с АО "данные изъяты" расторгнут и расходы на оплату потерь тепловой энергии в тепловых сетях с марта по июнь 2020 года несло ООО "данные изъяты", не является основанием для учета соответствующих потерь в составе НВВ Общества на 2021 год и не является обстоятельством, исключающим применение в данном случае положений пункта 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении и положений Постановления N 787, которые не предусматривают возможность учета в составе НВВ расходов, понесенных до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким сетям.
При рассмотрении дела судом проанализированы представленные в материалы дела решения Арбитражных судов по спорам между ООО "Интерполис" и АО "УСТЭК-Челябинск", определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (Т.1 л.д.27-40).
Судебная коллегия считает, что судом обоснованно не принята во внимание ссылка ООО "данные изъяты" на вышеуказанные судебные акты, поскольку они приняты по итогам рассмотрения гражданских дел о взыскании с ООО "данные изъяты" в пользу АО "данные изъяты" задолженности по оплате тепловой энергии, каких-либо выводов о наличии оснований для включения расходов Общества по оплате тепловой энергии за период с марта по июнь 2020 года в НВВ на 2021 год судебные акты не содержат. Как указано ранее в период с марта по июнь 2020 года ООО "данные изъяты" не обладало статусом теплосетевой организации, тариф на передачу тепловой энергии для административного истца установлен не был.
Отклоняя доводы административного истца, судебная коллегия учитывает также и тот факт, что на момент установления тарифа на 2021 год, годовая бухгалтерская отчетность за 2020 год отсутствовала, в то же время, в пункте 13 Основ ценообразования закреплен порядок корректировки дополнительно понесенных регулируемой организацией экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 25 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.11.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.