Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Вдовиченко С.В, Стаховой Т.М, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Поповой Ю.О, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-86/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты", общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" на решение Челябинского областного суда от 27 мая 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исков общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты", общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 ноября 2021 года N 69/2 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Вектор" на территории Троицкого городского округа".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" - ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты", представителей административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - ФИО7, ФИО8, возражавших против доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - МТРиЭ, Министерство) 25 ноября 2021 года принято постановление N 69/2, в соответствии с которым установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" (далее - "данные изъяты" Общество) на территории Троицкого городского округа, согласно приложению 1 (далее - Постановление N 69/2) (Т.1 л.д.108-109).
Приложением 1 к Постановлению N 69/2 для "данные изъяты" на период с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 687, 80 руб./Гкал.
ООО "Вектор" обратилось в Челябинский областной суд, уточнив в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные требования, просило признать недействующим Постановление N 69/2 (Т.3 л.д.91-97).
В обоснование заявленных требований "данные изъяты" указывает, что Постановление N 69/2 противоречит нормам Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", Постановления Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказа Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", что привело к установлению экономически необоснованного, существенно заниженного тарифа, что нарушает права Общества, являющегося теплосетевой организацией, оказывающей услуги по транспортировке тепловой энергии.
"данные изъяты" полагает, что при расчете тарифа МТРиЭ необоснованно исключены расходы на материалы при проведении текущего и капитального ремонта тепловых сетей, которыми Общество владеет на основании заключенных с "данные изъяты" и "данные изъяты" договоров аренды, условиями которых предусмотрено, что арендатор несет расходы по содержанию, текущему и капитальному ремонту. Необходимость несения указанных расходов в сумме сумма тыс.рублей была подтверждена актами осмотра технического состояния тепловых сетей, локальными сметными расчетами, планами ремонта. Вместо расходов на ремонт хозяйственным способом экспертами определены расходы на материалы на текущее содержание тепловых сетей, расчет которых противоречит Рекомендациям по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей (Центр муниципальной экономики, 2006), Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13 декабря 2000 года N 285.
Административный истец указывает, что Министерством необоснованно не приняты расходы на аренду автотранспорта, в то время как обслуживание и эксплуатация сетевого комплекса протяженностью 5194, 24 метров невозможна без использования транспортных средств; расходы на аренду агрегата сварочного АДД 400 б/у. В связи с отклонением расходов на аренду автотранспорта необоснованно отклонены расходы на ГСМ, ремонт и техобслуживание транспортных средств, расходы на предрейсовые осмотры.
Также МТРиЭ полностью отклонены заявленные "данные изъяты" расходы на обязательное медицинское освидетельствование; расходы на приобретение спецодежды. В том числе не учтены в составе тарифа расходы на обучение; аренду непроизводственных объектов; на услуги банков, расходы учтены в соответствии с тарифами ПАО Сбербанк, указанными на сайте; канцелярские расходы; расходы на связь; расходы на приобретение оргтехники; расходы на служебные командировки; расходы на оплату информационных услуг по поставке и сопровождении комплекта Системы Консультант Плюс.
"данные изъяты" указывает, что административным ответчиком необоснованно снижены расходы по статье "оплата труда", органом регулирования не учтена необходимость круглосуточного дежурства бригад из состава ремонтного персонала и не учтены фактические характеристики тепловых сетей. Неправильный расчет численности персонала повлек неправильный расчет расходов на оплату труда и связанных с ними расходов на уплату страховых взносов.
Общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" (далее - "данные изъяты") обратилось в Челябинский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующим Постановление N 69/2 (Т.3 л.д.22-25)
В обоснование заявленных требований "данные изъяты" указывает, что Постановление N 69/2 противоречит нормам Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", Постановления Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказа Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", что привело к установлению экономически необоснованного, существенно завышенного тарифа, что нарушает права Общества, являющегося единой теплоснабжающей организацией на территории центральной части города Троицка.
Административный истец полагает, что при определении суммарного объема отпуска тепловой энергии из сети ООО "данные изъяты" административный ответчик допустил существенное нарушение, определив его в размере 33991, 7 Гкал/год, на основании ответа администрации города Троицка от 11 ноября 2021 года N 6945, что не соответствует фактическому объему полезного отпуска в размере 65084, 15 Гкал/год, определенному ООО "данные изъяты" с учетом договоров теплоснабжения, заключенных административным истцом с потребителями, присоединенным к тепловым сетям ООО "данные изъяты".
Определением Челябинского областного суда от 17 марта 2022 года в одно производство объединены административные дела по административному исковому заявлению ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты".
Решением Челябинского областного суда от 27 мая 2022 года в удовлетворении административных исков ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" отказано в полном объеме (Т.8 л.д.193-203).
В апелляционной жалобе ООО "данные изъяты" просит решение Челябинского областного суда от 27 мая 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска ООО "данные изъяты", принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая, что МТРиЭ необоснованно исключены из численности персонала водители и недостоверно произведен расчет административно-управленческого персонала; необоснованно занижены расходы по статье "оплата труда", в связи с неправильным расчетом численности производственного персонала, без учета сменности и необходимости создания аварийно-восстановительных бригад из состава ремонтного персонала для выполнения работ по ликвидации аварий и крупных повреждений, а также круглосуточного посменного дежурства этих бригад для обеспечения круглосуточного оперативного управления оборудованием; необоснованно исключены из состава тарифа: расходы на материалы по проведению текущего и капитального ремонта тепловых сетей хозяйственным способом, расходы на транспорт, топливо, ГСМ, ремонт и техобслуживание транспортных средств, расходов на предрейсовый осмотр, обучение персонала, приобретение спецодежды, расходы на услуги банков (Т.8 л.д.216-222).
В апелляционной жалобе ООО "данные изъяты" просит решение Челябинского областного суда от 27 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования ООО "данные изъяты" удовлетворить в полном объеме, указывая, что при отсутствии заключенного между ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты" договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, МТРиЭ надлежало определять суммарный объем отпуска тепловой энергии на основании данных о фактическом объеме полезного отпуска за последние три года, сведениями о котором обладает только ООО "данные изъяты", являющееся единой теплоснабжающей организацией на территории Центральной части города Троицка. Административным ответчиком суммарный объем отпуска тепловой энергии из сетей ООО "данные изъяты" определен с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, установленный оспариваемым нормативным правовым актом размер одноставочного тарифа, является завышенным и нарушает права ООО "данные изъяты" (Т.8 л.д.238-242).
Прокурором Челябинской области (Т.2 л.д.197-199), Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области представлены возражения на апелляционные жалобы административных истцов, ООО "данные изъяты" представлены возражения на апелляционную жалобу ООО "Вектор".
Представитель административного истца ООО "данные изъяты" извещен о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявлял, ранее в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы ООО "данные изъяты" и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "данные изъяты"", в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с постановлением администрации города Троицка N 1504 от 12 сентября 2018 года единой теплоснабжающей организацией центральной части города Троицка является ООО "данные изъяты"
При рассмотрении дела судом установлено, что до августа 2021 года тепловые сети в городе Троицке общей протяженностью 17472, 32 метров находились на балансе ЗАО "данные изъяты" (далее - ЗАО "данные изъяты"), которое оказывало услуги по транспортировке тепловой энергии в центральной части города Троицка.
Письмом от 6 сентября 2021 года N 699 ЗАО "данные изъяты" сообщило о прекращении деятельности в центральной части города Троицка по транспортировке тепловой энергии с момента получения новыми организациями тарифа.
ООО "данные изъяты" создано 3 августа 2021 года на основании решения единственного участника Общества, о чем внесена запись в ЕГРН 9 августа 2021 года (Т.2 л.д.2-7).
По договору аренды N 3А от 18 августа 2021 года, заключенному между ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты" Обществу переданы в аренду инженерные сети - теплотрасса протяженностью 1260, 33 метров и теплотрасса протяженностью 1115, 73 метров (Т.2 л.д.81-84).
По договору аренды N 6А от 18 августа 2021 года, заключенному между ООО "данные изъяты" и ЗАО "данные изъяты" Обществу переданы в аренду инженерные сети - теплотрасса протяженностью 2516, 7 метров и теплотрасса протяженностью 301, 34 метров (Т.2 л.д.85-88).
На основании договоров аренды от 17 августа 2021 года N 2а, заключенного с ООО "данные изъяты" и от 17 августа 2021 года N 5а, заключенного с ЗАО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" приобрело тепловые сети в городе Троицке протяженностью 5072, 19 метров. Остальную часть тепловых сетей в городе Троицке также по договорам аренды приобрело ООО "данные изъяты" - 7205, 89 метров.
Администрация города Троицка Челябинской области письмом от 7 сентября 2021 года N 5477 сообщила о прекращении деятельности ЗАО "данные изъяты" и об осуществлении регулируемой деятельности на услуги по передачи тепловой энергии в центральной части города Троицка с 1 октября 2021 года организациями ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты", которые заключили договоры аренды на обслуживание тепловых сетей для оказания услуг по транспортировке тепловой энергии и обслуживанию тепловых сетей (Т.1 л.д.126).
ООО "данные изъяты", а также ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" обратились 1 октября 2021 года в Министерство с заявлениями об установлении регулируемых цен (тарифов) на свои услуги в сфере теплоснабжения на 2021 год (Т.1 л.д.273-275).
Постановлениями Министерства от 8 октября 2021 года N 55/2, N 55/3, N 55/4 открыты дела об установлении тарифов на 2021 год в отношении ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты"
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Подпунктом "б" пункта 17 Основ ценообразования предусмотрено, что метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Заявления ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" рассмотрены на заседании Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 25 ноября 2021 года (протокол N 69) (Т.1 л.д.110-123).
Специалистами МТРиЭ проведена экспертиза представленных Обществом документов, составлено экспертное заключение от 25 ноября 2021 года по экономической обоснованности затрат на 2021 год по делу N 06/15-3-передача т/э_2021 "Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО "данные изъяты" на территории Троицкого городского округа (передача тепловой энергии) (Т.1 л.д.124-136).
Тариф для ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" установлен методом экономически обоснованных расходов (затрат) как организации, ранее не осуществлявшей регулируемые виды деятельности, что соответствует положениям пункта 32 Основ ценообразования, пункта 23 Методических указаний и установлен в следующих размерах:
НВВ ООО "данные изъяты" - 23379, 56 тыс.рублей при заявленной организацией величине 41820, 30 тыс.рублей (Т.1 л.д.129);
НВВ "данные изъяты" - 21655, 09 тыс.рублей при заявленной Обществом величине 41218, 07 тыс. рублей;
НВВ "данные изъяты" - 28340, 86 тыс.рублей при заявленной организацией сумме 38990, 71 тыс.рублей.
Также на услуги каждой организации отдельно рассчитан тариф на период с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года, который на услуги ООО "данные изъяты" одноставочный, для потребителей, в случае дифференциации тарифов по схеме подключения в размере 687, 80 руб./Гкал.
Также Министерством приняты постановления N об установлении тарифа на услуги ООО "Базис" и N об установлении тарифа на услуги ООО "Акцент".
Все три постановления Министерства от 25 ноября 2021 года N 69/1, N69/2, N69/3 оспорены в судебном порядке.
Судебной коллегией по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в удовлетворении административных исков ООО "данные изъяты" о признании недействующим Постановления МТРиЭ N 69/1 и ООО "данные изъяты" о признании недействующим Постановления МТРиЭ N 69/3 отказано в полном объеме (апелляционное определение N 66а-842/2022 от 19 октября 2022 года, апелляционное определение N 66а-802/2022 от 19 октября 2022 года).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний.
В силу пункта 21 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
Согласно пункту 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
Проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия положениям Закона о теплоснабжении, Основам ценообразования, Методическим указаниям, исследовав материалы дела, включая экспертное заключение тарифного органа, суд пришел к выводу о том, что Постановление N 69/2 права и законные интересы административных истцов не нарушает, поскольку оспариваемый тариф установлен МТРиЭ в экономически обоснованном размере, расчет выполнен с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов тарифного дела, при обращении в орган регулирования ООО "данные изъяты" определило объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловых сетей на 2021 год в размере 33, 99175 тыс.Гкал (Т.1 л.д.273, Т.2 л.д.286).
Договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии между ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты" не заключен, спор рассматривается Арбитражным судом Челябинской области, также на момент принятия оспариваемого Постановления N 69/2 отсутствовала актуализированная схема теплоснабжения, указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу.
МТРиЭ запрашивалась информация о плановом полезном отпуске у администрации города Троицка.
Согласно ответа администрации города Троицка от 11 мая 2022 года N 3198 сведения о фактическом объеме полезного отпуска ЗАО "данные изъяты" за три предыдущих расчетных периода регулирования отсутствуют. В связи с непредставлением ЗАО "данные изъяты" предложений для ежегодной актуализации, в актуализациях схемы теплоснабжения Троицкого городского округа на период до 2029 года по состоянию на 2020, 2021, 2022 годы сведения о планируемых или фактических объемах полезного отпуска отсутствуют. За три предыдущих расчетных периода регулирования общий объем полезного отпуска от единой теплоснабжающей организации ООО "данные изъяты" составил 185694, 00 Гкал/год (Т.3 л.д.172).
Как следует из ответа администрации города Троицка от 11 ноября 2021 года N 6945 ориентировочные расчеты полезного отпуска тепловой энергии в соответствии со схемой теплоснабжения Троицкого городского округа Челябинской области на период до 2029 года по состоянию на 2022 год составляют для ООО "данные изъяты" 33991 Гкал/год. После подписания договоров на оказание услуг по передаче тепловой энергии между теплоснабжающей организацией центральной части города Троицка ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", информация о полезном отпуске тепловой энергии ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" на 2021 и 2022 годы будет направлена в адрес МТРиЭ и отражена в актуализации схемы теплоснабжения (Т.3 л.д.42 оборот-43).
Поскольку объем полезного отпуска в размере 185694, 00 Гкал/год, соответствующий объему полезного отпуска котельной, эксплуатируемой ООО "Перспектива", что не оспаривалось им в ходе рассмотрения дела, распределен между ООО "данные изъяты" (51076, 3 Гкал/год), ООО "данные изъяты" (100626, 2 Гкал/год), ООО "данные изъяты", при этом судебными актами установлено, что принятый объем полезного отпуска, установленный МРЭиТ для ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты" определен административным ответчиком верно, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что МТРиЭ правильно определен объем полезного отпуска тепловой энергии для ООО "данные изъяты" в размере 33991 Гкал/год (185694-(100626, 2+51076, 3)). Как верно указано судом первой инстанции увеличение объема полезного отпуска ООО "данные изъяты", без уменьшения объема для других юридических лиц, приведет к увеличению общего объема тепловой нагрузки, не соответствию фактическому полезному отпуску котельной, эксплуатируемой ООО "данные изъяты".
Порядок определения объема полезного отпуска тепловой энергии из тепловых сетей на 2021 год в размере 33991 Гкал/год для ООО "данные изъяты" соответствует положениям пункта 22 Основ ценообразования, пункту 21 Методических указаний, поскольку установлен МТРиЭ на основании ответа администрации города Троицка, в отсутствии сведений о фактическом объеме полезного отпуска за три предыдущих расчетных периода регулирования, отсутствии договоров теплоснабжения, а также актуализированной схемы теплоснабжения, в связи с чем административный иск ООО "данные изъяты" обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Представленные "данные изъяты" договоры на теплоснабжение, журналы учета тепловой энергии, отчетные ведомости потребителей, ведомости учета отпуска тепловой энергии, также не подтверждают объем полезного отпуска тепловой энергии ООО "данные изъяты", поскольку Общество не является стороной по указанным договорам, указанные документы подтверждают лишь соответствующий объем полезного отпуска ООО "данные изъяты", общий объем которого учтен органом регулирования при установлении тарифов для ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" (Т.4 л.д.1-226, Т.5 л.д.1-250, Т.6 л.д.1-232, Т.7 л.д.1-242, Т.8 л.д.1-182)
Доводы апелляционной жалобы ООО "данные изъяты" были предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Исходя из пункта 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) НВВ организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
В состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (пункт 44), включаются: а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями; б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; д) расходы на служебные командировки; е) расходы на обучение персонала; ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Согласно подпункта 6 пункта 33, пункта 42 Основ ценообразования экономически обоснованные расходы на оплату труда, и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в НВВ регулируемой организации.
Порядок расчета численности рабочих, занятых обслуживанием, текущим и капитальным ремонтом трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей приведен в пункте 2.8 приказа Госстроя России N 65 от 22 марта 1999 года "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" и осуществляется исходя из объема обслуживания тепловых сетей, определяемой в условных единицах. При этом формула для расчета объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей включает количество тепловых камер на i-м участке тепловой сети, протяженность i-го участка тепловой сети, диаметр условного прохода теплопроводов i-го участка (при разных диаметрах подающего и обратного трубопроводов принимается по наибольшему диаметру), коэффициент, учитывающий количество труб в тепловой сети.
Как следует из материалов дела об установлении тарифа, экспертного заключения от 25 ноября 2021 года, заявляя о необходимости включения в НВВ ООО "данные изъяты"" на 2021 год расходы на оплату труда на 2021 год в сумме 20420, 77 тыс.рублей, административный истец представил расчет численности персонала в 50 человек и средней заработной платы - 31942, 04 рублей на 1 человека. При этом нормативная численность рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом тепловых сетей, определена исходя из 58 тепловых камер (Т.2 л.д.279-282).
Министерством расходы на оплату труда приняты в размере 4806, 64 тыс.рублей исходя из нормативной численности - 13 человек и средней заработной платы - 31942, 04 рублей на 1 человека (Т.1 л.д.130-131).
Количество тепловых камер МТРиЭ рассчитано исходя из характеристик тепловых сетей, имеющихся в разделах 1 паспортов тепловой сети: теплостраса ул.Октябрьская, ул.Сибирская; теплотрасса к ул.Красноармейская 9; теплотрасса от ТК-7 до ТК-16а в квартале "А"; теплотрасса ул.Советская, ул.Пионерская, ул.Разина, представленных ООО "данные изъяты" в материалы тарифного дела (Т.1 л.д.211-269).
При этом установлено, что теплотрасса по улицам Советская, Пионерская, Разина протяженностью 2852, 71 метров разделена между тремя организациями: ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" и установить границы арендуемой части теплотрассы каждой организацией не представляется возможным.
И поскольку в технических паспортах отсутствует информация о количестве тепловых камер на участке теплотрассы, то установление их числа экспертами МТРиЭ выполнено на основании системного анализа таких данных, как местоположение и протяженность теплотрасс, сопоставления диаметра и объема труб на участках теплотрасс, преданных в аренду ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты"" в совокупности. Указанные обстоятельства подтверждаются апелляционным определением N 66а-842/2022 от 19 октября 2022 года, апелляционным определение N 66а-802/2022 от 19 октября 2022 года.
Расчет тепловых камер ООО "Вектор" в материалы тарифного дела не представлялся, а также не оспорен в ходе рассмотрения настоящего дела. Кроме заявления о несогласии с расчетом административного ответчика, каких-либо мотивированных доводов и (или) расчета, которые опровергали бы правильность принятого МТРиЭ количества тепловых камер на участке теплотрассы, находящейся в аренде у ООО "данные изъяты", административным истцом суду не представлено.
Представленный ООО "данные изъяты" расчет нормативной численности рабочих исходя из технических характеристик трубопроводной арматуры Методическими указаниями не предусмотрен (Т.2, л.д.279-280).
График сменности, предложение дополнительного учета в составе нормативной численности рабочих аварийно-восстановительной бригады из состава ремонтного персонала для выполнения работ по ликвидации аварий в круглосуточном режиме в составе документов, направленных для установления тарифа, административным истцом не также представлены.
Выводы суда первой инстанции о том, что из анализа паспортов и расчета условных единиц, содержащегося в экспертном заключении, следует, что административным ответчиком в расчете учтено большее количество тепловых камер, что свидетельствует об определении удельного показателя, и как следствие, определения нормативной численности в большем размере, являются ошибочными, однако не привели к принятию неверного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с количеством тепловых камер, принятых МТРиЭ для расчета условных единиц и определении численности персонала, необходимого ООО "данные изъяты" для осуществления регулируемой деятельности.
Численность персонала определена административным ответчиком на основании приказов Госстроя России от 22 марта 1999 года N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" (далее - Нормативы численности рабочих), от 12 октября 1999 года N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" (далее - Нормативы численности АУП), пункта 42 Основ ценообразования, разъяснений ФАС России в письме от 26 ноября 2018 года N ВК/96368/18. Расчеты нормативов численности рабочих и АУП определены с учетом объема обслуживания и ремонта тепловых сетей (Т.1 л.д.130-132).
Значения нормативной численности АУП, осуществляющего: общее руководство, бухгалтерский учет и финансовую деятельность, комплектование и учет кадров, технико-экономическое планирование, организацию труда и заработной платы, материально-техническое снабжение, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание, организацию охраны труда и ТБ, правовое обслуживание, организацию подготовки производства, организацию ремонта и наладки оборудования и сооружений, организацию руководства производственными районами (участками) приняты административным ответчиком из диапазона, рекомендованного Нормативами численности АУП, произвольными не являются.
В соответствии с пунктом 1.3. Нормативов численности АУП нормативы численности носят рекомендательный характер и не обязывают регулирующий орган определять нормативную численность с использованием всех предусмотренных управленческих и производственных функций.
Заявленная Обществом численность водителей также не подтверждена материалами тарифного дела, поскольку трудовые договоры, приказы о приеме на работу не представлены, оснований для включения в штат водителей не приведено, в связи с чем, заявленная численность обосновано отклонена МТРиЭ.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что органом регулирования правильно определена численность персонала, расходы на уплату страховых взносов, которые производны от установленной численности персонала, также определены МТРиЭ правильно.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в НВВ организации включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, состоящие из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств; 7) амортизация основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.
Согласно пункта 40 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктами 28 - 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
В силу пунктов 15 и 16 Правил регулирования тарифов, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.
В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
В обоснование плановых расходов на капитальный ремонт хозяйственным способом ООО "данные изъяты" представлены акты осмотра технического состояния, локальный сметный расчет, планы ремонтов тепловых сетей, планы ремонта тепловых сетей на период 2022-2023 годов. Поскольку указанные документы не относимы к периоду 2021 года, то расходы на содержание и обслуживание тепловых сетей приняты Министерством в сумме 277, 76 тыс.рублей правомерно, исходя из определенного экспертами нормативного объема материалов, рассчитанных в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей (Часть 1), разработанными ОАО "Научно-исследовательским центром муниципальной экономики" (ранее ФГУП "ЦНИС") при участии Центра муниципальной экономики и права, с использованием справочника Челинформцентра "ЧелСЦена" на 2021 год.
В обоснование плановых расходов на "приобретение запасных частей для транспорта" в размере 1311, 07 тыс.рублей Обществом представлен расчет без обоснования цен, а также нормативной потребности в количестве приобретаемых запасных частей. В обоснование плановых расходов на "приобретение спецодежды" в размере 198 тыс.рублей Общество, ссылается на приказ Минтруда N 997н от 9 декабря 2014 года "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды", без приложения расчета, с указанием цен и количества.
Отсутствие расчета и экономического обоснования указанных расходов послужило основанием для их отклонения, что соответствует положениям пункта 33 Правил регулирования.
По этой же причине Министерством правомерно не учтены в составе НВВ ООО "данные изъяты" на 2021 год затраты на ГСМ и масла в сумме 778, 55 тыс.рублей, поскольку в оферте к заключению договора поставки товара, наименование товара не указано. Истцом в материалы тарифного дела представлены сведения о наличии у него на праве аренды сварочного агрегата АДД 400, не являющегося самоходным транспортным средством, сведения об иных транспортных средствах, на обслуживание которых заявлены расходы на приобретение запасных частей, ГСМ и масла, отсутствуют (Т.2, л.д.200-202).
Поскольку в материалы тарифного дела ООО "данные изъяты" не представлены обосновывающие материалы, расчеты потребности организации по расходам организации на: "служебные командировки", "обучение персонала", "расходы на страхование производственных объектов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль", "расходы на обязательное медицинское освидетельствование", "расходы на ремонт и техобслуживание транспортных средств", "расходы на приобретение бытовой химии", "расходы на оплату услуг связи (интернет, мобильная связь, стационарная телефонная связь", "расходы на коммунальные услуги", "расходы на услуги банков" указанные расходы обоснованно исключены органом регулирования, поскольку не подтверждены регулируемой организацией, в соответствии с положениями пунктов 15, 16 Правил регулирования тарифов.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что МТРиЭ обосновано исключены расходы по статьям: "оплата вневедомственной охраны", поскольку перечень охраняемых объектов в материалы тарифного дела не представлен; "оплата информационных услуг", в соответствии с договором поставки и сопровождения экземпляров системы КонсультантПлюс и оказания информационных услуг N 4959/Ф от 12 августа 2021 года система "Суды", поскольку указанный вид деятельности не относится к регулируемой, в соответствии с тарифным законодательством; "канцелярские расходы", в виду отсутствия расчета нормативной численности организации и представлением лишь коммерческого предложения, которое не подтверждает обоснованность несения указанных расходов и их стоимость; "расходы на ремонт и техническое обслуживание офисной техники" по договору от 17 августа 2021 года N 12 на заправку лазерных картриджей, ремонт принтеров и копировально-множительных аппаратов, в виду отсутствия обоснования стоимости и объема работ; "расходы на предрейсовый осмотр" на основании договора от 13 августа 2021 года, ввиду отсутствия нормативной потребности и отсутствием водителей.
Как установлено пунктом 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В обоснование заявленных затрат на аренду транспортных средств (сварочного агрегата), на аренду нежилого помещения ООО "данные изъяты" представлены договоры аренды с указанием размера ежемесячной арендной платы.
Согласно пункту 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н (далее - Приказ N 91н), действовавшего до 31 декабря 2021 года, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).
В соответствии с пунктами 12, 13 Приказа N 91н учет основных средств по объектам ведется использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.
Таких документов в тарифный орган административным истцом не представлялось, в связи с чем у МТРиЭ отсутствовала возможность проверить экономическую обоснованность заявленных расходов.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Доводы ООО "данные изъяты" о необоснованном исключении из состава тарифа расходов на арендную плату непроизводственных объектов по договору аренды имущества N 16/А от 16 августа 2021 года, также подлежат отклонению, поскольку расчет в соответствии с приказом Госстроя России N 200 от 5 сентября 2000 года, на который административный истец ссылается в уточненном исковом заявлении, в материалы тарифного дела не представлялся, между тем, расходы на арендную плату учитываются в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования в размере амортизационных отчислений и налоговых платежей, предусмотренных действующим законодательством и подтверждаются в соответствии с ПБУ 6/01, Приказом N 91н.
Таким образом, уменьшение расходов административного истца по вышеуказанным статьям является правомерным, произведено тарифным органом в соответствии с требованиями норм Основ ценообразования и Методических указаний, на основании анализа документов, представленных Обществом, что также отражено в экспертном заключении и подробно мотивировано в оспариваемом решении, поскольку отсутствие расчета и экономического обоснования расходов, является основанием для их отклонения и соответствует требованиям пункта 33 Правил регулирования.
Вопреки доводам жалоб оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; бремя доказывания между сторонами распределено верно; все юридически значимые по делу обстоятельства подтверждены доказательствами; выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Иные приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 27 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты", общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.