Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Кравченко А.И, Бузьской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тяпкова Сергея Анатольевича к администрации Тамбовского района Амурской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда
по кассационной жалобе Тяпкова Сергея Анатольевича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 1 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тяпков С.А. обратился в суд с названным иском к администрации Тамбовского района Амурской области, указав, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ за ним было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", которое не соответствует санитарным и жилищным нормам. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тамбовского района Амурской области ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Полагает, что орган опеки и попечительства не исполнил свою обязанность по постановке его на учет по улучшению жилищных условий, не включил его в единую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено, чем нарушается его право на жилище. Просил признать за ним право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее 33 кв.м, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории "адрес"; обязать администрацию Тамбовского района Амурской области принять его на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Тамбовского районного суда от 10 марта 2022 года исковые требования удовлетворены. Возложена обязанность на администрацию Тамбовского района включить Тяпкова С.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставить Тяпкову С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления жилой площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 кв.м, установленной органами местного самоуправления, расположенное в селе "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 1 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части возложения на администрацию Тамбовского района Амурской области обязанности включить Тяпкова Сергея Анатольевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе истец Тяпков С.А. просил об отмене апелляционного определения, выражая несогласие в части отказа в возложении обязанности на администрацию Тамбовского района Амурской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полагал, что судебное решение в измененном виде является неисполнимым. Считает, что суд второй инстанции вышел за пределы доводов апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Амурской области, которое не оспаривало возложение на администрацию обязанности по включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; администрацией Тамбовского района Амурской области его требования в данной части также не оспаривались.
Стороны в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Частью 9 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и которые достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Тяпков С.А. относится к числу лиц, из детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя исковые требования Тяпкова С.А, суд первой инстанции исходил из того, что после достижения совершеннолетия до настоящего времени истец жильем не обеспечен, закрепление за ним жилого помещения по адресу: "адрес", не соответствующего санитарным и жилищным нормам, являлось препятствием для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; органы опеки и попечительства мер по определению законности закрепления за истцом жилого помещения, по разъяснению ему прав на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не приняли; при этом достижение истцом возраста 23 лет не является безусловным основанием для отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на администрацию Тамбовского района обязанности по включению истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и отказывая в этой части в иске к администрации Тамбовского района, суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года N397 указанная обязанность возложена на Министерство социальной защиты населения Амурской области, к которому соответствующих требований не заявлено.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы заявителя о необоснованном отказе во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на неверном толковании норм материального права.
Судом апелляционной инстанции учтено, что обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, возлагается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз. 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее Правила).
В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
На территории Амурской области формирование списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется министерством социальной защиты населения Амурской области.
Прием заявлений о включении в список и формирование учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в список, осуществляется органами местного самоуправления (абз.2 п.2 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Поскольку требования о возложении обязанности по включению в список Тяпковым С.А. были заявлены к администрации Тамбовского района, не наделенного указанными полномочиями, судом второй апелляционной инстанции обоснованно в этой части отказано в иске. Требования к Министерству социальной защиты населения Амурской области истцом не заявлялись.
Вопреки доводам кассационной жалобы возложение обязанности на администрацию Тамбовского района по предоставлению истцу жилого помещения, не свидетельствуют о неправильных выводах судов, поскольку в силу действующего правового регулирования обязанность по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для лиц указанной категории, а также по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма отнесена к компетенции органа местного самоуправления, что обоснованно учтено судами. Принятое судебное решение не повлечет невозможность его исполнения.
Ссылка в жалобе на то, что суд второй инстанции вышел за пределы доводов апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Амурской области, которое не оспаривало возложение на администрацию обязанности по включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отклоняется как противоречащая содержанию указанной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом не допущено.
Оснований для отмены постановленного судебного акта в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 1 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тяпкова Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.