Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Конаковском районе Широковой Ю.В. на вступившее в законную силу решение судьи Тверского областного суда от 26 января 2022 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Конаковского городского суда Тверской области от 15 декабря 2021 года, индивидуальный предприниматель А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Тверского областного суда от 26 января 2022 года указанное постановление изменено: действия индивидуального предпринимателя А. переквалифицированы с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 того же Кодекса с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, в остальной части постановление судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Конаковском районе Широкова Ю.В. просит отменить решение судьи Тверского областного суда о 26 января 2022 года, возвратив дело на новое рассмотрение.
А, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок свои возражения не представила.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения А. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Постановлением Губернатора Тверской области от 17 марта 2020 года N 16-пт "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" такой режим с 17 марта 2020 года был введен на территории Тверской области.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N 15, утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20).
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; - обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств; - организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.С целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 1 июня 2020 года руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом - Российской Федерации утверждены Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20. "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли" (далее - МР 3.1/2.3.5.0191-20).
Из представленных материалов усматривается, что основанием для привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности послужили выводы о том, что 3 ноября 2021 года в 11 часов по адресу: "адрес", в период режима повышенной готовности индивидуальный предприниматель А. при осуществлении деятельности розничного магазина "Цветы" в нарушение пункта 4.4, санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20, пунктов 1.3, 2.8, 1.1, 2.4, 1.4, 2.2, 2.7, 2.3, 2.7 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 и пунктов 1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 06 октября 2021 года "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18 июня 2021 года N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям", пункта 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18 июня 2021 года N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям" не организовала:
выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний, ежедневной "входной фильтр" с проведением бесконтактного контроля температуры тела, в помещении, в котором осуществляется торговая деятельность;
использование оборудования по обеззараживанию воздуха;
не обеспечила проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, проведение ежедневной генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств, проведение ежедневной в течение рабочего дня, а также после окончания рабочей смены влажной уборки торговых залов, служебных помещений и мест общественного пользования, проведение дезинфекции с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей и т.п, не обеспечила подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий;
не организовала при входе на предприятие торговли место обработки рук сотрудников кожными антисептиками или дезинфицирующими салфетками, не организовала не реже, чем каждые два часа, обработку рук и/или перчаток продавцов кожными антисептиками, не обеспечила запас дезинфицирующих средств для обработки рук не менее пятидневного запаса;
не обеспечила персонал не менее пятидневного запаса одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок для использования их для работы с посетителями;
не организовала в срок до 6 ноября 2021 года вакцинацию первым компонентом или одноразовой вакциной от новой короновирусной инфекции, прошедшей государственною регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения судьей городского суда постановления о привлечении индивидуального предпринимателя А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда с таким выводом судьи городского суда не согласился и переквалифицировал деяние, совершенное А. на часть 1 статьи 20.6.1 того же Кодекса.
Вопреки доводам жалобы решение судебной инстанции областного суда мотивировано тем, что часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических норм в период угрозы распространения опасного заболевания, карантина либо невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе, по предписанию надзорного органа) является специальной нормой по отношению к норме части 1 статьи 20.6.1 того же Кодекса.
Из правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос 21 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года, следует, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Фактические обстоятельства дела не оспариваются в жалобе и подтверждаются собранными доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования ограничительных мероприятий, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановление о привлечении индивидуального предпринимателя А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Следовательно, судом второй инстанции сделан правильный вывод о том, что в указанный выше период времени А. должны были соблюдаться установленные при режиме повышенной готовности требования противоэпидемиологического характера.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Тверского областного суда от 26 января 2022 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Конаковском районе Широковой Ю.В.- без удовлетворения.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции. С.В. Сорокин
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.