Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 71 Тверской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 70 Тверской области от 18 января 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Твери от 26 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Р.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 71 Тверской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 70 Тверской области от 18 января 2022 года, Р... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.
Решением судьи Московского районного суда г. Твери от 26 апреля 2022 года постановление мирового судьи судебного участка N 71 Тверской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 70 Тверской области от 18 января 2022 года изменено, дополнена резолютивная часть указанием "с конфискацией двух ламп синего цвета".
Р,. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов, состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения), влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ. При этом управление транспортным средством, на передней части которого установлены указанные световые приборы или световозвращающие приспособления, а также выпуск на линию такого транспортного средства подлежит квалификации соответственно по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ или части 3 статьи 12.31 данного кодекса.
Под установкой световых приборов или световозвращающих приспособлений на передней части транспортного средства понимается их размещение, при котором источник света обеспечивает освещение пространства перед транспортным средством по ходу его движения. Например, такие приборы или приспособления могут быть установлены на переднем бампере, под решеткой радиатора, под ветровым стеклом и т.п.
При применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов - проведенной оценке соответствия внесенных в конструкцию транспортного средства изменений (пункт 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям).
Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Из представленных материалов следует, что основанием для привлечения лица к ответственности послужили выводы о том, что 22 ноября 2021 года в 9 часов 15 минут по адресу: "адрес" Р... в нарушении пункта 3.6 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, управлял транспортным средством "данные изъяты" с государственным регистрационным знаком N, на передней части которого установлены световые приборы цвет огней которых и режим работы, не соответствуют требованиям ОП.
Судебные инстанции исходили из того, что вина Р. в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения его к ответственности соблюден.
Вместе с тем, с решением судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В жалобе в районный суд, как и в рассматриваемой жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Р., со ссылкой на вышеприведенную правовую позицию указывал, что в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку отсутствует одновременное несоответствие цвета огней и режима работы световых приборов, а, следовательно его действия не подлежат квалификации по части 3 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение вышеприведенных норм, данный довод судебной инстанцией районного суда надлежащим образом не разрешен, по делу не установлено имело ли место одновременное несоответствие цвета огней и режима работы световых приборов на транспортном средстве Р.
Кроме этого, изменяя решение мирового судьи, судебная инстанция районного суда не учла, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 изменение постановления возможно, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований при рассмотрении жалобы в районном суде, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Московского районного суда г. Твери от 26 апреля 2022 года подлежит отмене.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Московского районного суда г. Твери.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Московского районного суда г. Твери от 26 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Р, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Московский районный суд г. Твери.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции. С.В. Сорокин
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.