Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, с участием прокурора Бердинских С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 г. (дело N 2а-494/2022), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 августа 2022 г. (дело N 66а- 4576/2022), вынесенные по административному делу по административному иску ФИО2 о признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово от 19 июля 2022 г. N8/1 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 3 ФИО1", заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения ФИО1, ее представителя Карманова П.А, представителя административного истца ФИО2- Бушуева В.А, представителя ТИК района Измайлово Карамышева В.Б, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Измайлово на 11 сентября 2022 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 3. Данное решение опубликовано для всеобщего сведения в бюллетене "Московский муниципальный вестник" от 21 июня 2022 г.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Измайлово от 19 июля 2022 года N 8/1 ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово в г. Москве по многомандатному избирательному округу N 3, выдвинутая в порядке самовыдвижения.
ФИО2, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же округу, обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании и отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Измайлово от 19 июля 2022 года N 8/1, мотивируя требования тем, что протокол об итогах сбора подписей противоречит форме, утвержденной Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово N 1/6 от 17 июня 2022 г.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 августа 2022 г, признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово от 19 июля 2022 г. N8/1 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 3 ФИО1".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 августа 2022 г, заинтересованное лицо ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении заявленных требований.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
Кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность депутата Совета депутатов муниципального образования в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (пункт 2 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), протокол об итогах сбора подписей избирателей (пункт 2 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), первый финансовый отчет кандидата (пункт 8 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы).
17 июня 2022 г. избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово принято решение "О форме протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово". Данным решением избирательная комиссия утвердила форму протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу.
Разрешая спор, суды двух инстанций исходили из того, что ФИО1 не выполнила требование закона и составила протокол об итогах сбора подписей избирателей не по форме утвержденной Решением избирательной комиссии от 17 июня 2022 г, так как в протоколе об итогах сбора подписей кандидатом указан несуществующий избирательный округ.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным.
Применяя при разрешении данного дела норму части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ, суды исходили из того, что в представленном ФИО1 протоколе об итогах сбора подписей избирателей указано: "Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по четырехмандатному избирательному округу N 3". В части заверения подписи в протоколе указано "Кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по четырехмандатному избирательному округу N 3".
Вместе с тем, в заголовке утвержденной формы должно быть написано "Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 3".
Между тем судебная коллегия полагает необходимым учесть следующее.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.
Федеральный законодатель в качестве одного из оснований отказа в регистрации кандидата указал наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона (подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (пункт 1).
Пунктом 15 статья 37 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что после окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
Как видно из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального округа Измайлово от 15 марта 2017 г. N 86/12 утверждена схема многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово на 10 лет. Округ, по которому выдвигается ФИО1, является четырехмандатным избирательным округом.
22 июня 2022 г. избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Измайлово приняла у кандидата ФИО1, документы, указав, что кандидат выдвигается в порядке самовыдвижения по четырехмандатному избирательному округу N 3.
По вопросу заполнения подписных листов на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово ФИО1 обращалась в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Измайлово.
Из ответа от 2 июля 2022 г. следует, что в соответствии с подп. 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подп. 9 п. 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы неточное указание в подписном листе наименования избирательного округа не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными. Указание в подписном листе "четырехмандатный" или "многомандатный" избирательный округ является равнозначным.
9 июля 2022 г. по итогам сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по четырехмандатному избирательному округу N 3 ФИО1 представила протокол.
Учитывая указанные обстоятельства, у суда отсутствовали основания для признания незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово от 19 июля 2022 года N8/1 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 3 ФИО1", поскольку конкретизация ФИО1 числа депутатских мандатов в наименовании многомандатного избирательного округа N 3, при указании таких сведений избирательной комиссией при получении документов от кандидата, не искажает смысла содержащихся в протоколе сведений.
Указанное выше свидетельствует о допущенных судами существенных нарушениях норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов ФИО1, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в ФИО2 о признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово от 19 июля 2022 года N8/1.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 августа 2022 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска ФИО2 о признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово от 19 июля 2022 г. N8/1 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 3 ФИО1" отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.