Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А.
судей Циркуновой О.М, Ульянкина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика ФИО1 (направленную почтовым отправлением в суд первой инстанции 9 сентября 2022 года, поступившую в суд первой инстанции 12 сентября 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом - 14 сентября 2022 года) на решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 2 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-426/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Владимирской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Владимирской области (далее также - налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 4 798, 95 рублей и пени за период с 16 октября 2020 года по 20 октября 2020 года
в размере 3, 45 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 18 753, 55 рублей и пени
за период с 16 октября 2020 года по 20 октября 2020 года в размере 13, 28 рублей; итого на общую сумму 23 569, 23 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1
в период с 03 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи
с чем в соответствии с налоговым законодательством являлась плательщиком страховых взносов. За 2020 год ей начислены страховые взносы пропорционально периоду осуществления предпринимательской деятельности на обязательное пенсионное страхование в сумме 18 753, 55 рублей, срок уплаты которых не позднее 15 октября 2020 года;
на обязательное медицинское страхование в сумме 4 869, 87 рублей.
В установленный срок страховые взносы налогоплательщиком не уплачены, в связи с чем на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) начислены пени за период
с 16 октября 2020 года по 20 октября 2020 года по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование в сумме 13, 28 рублей; на обязательное медицинское страхование в сумме 3, 45 рублей. В порядке
статей 69, 70 НК РФ налоговым органом ФИО1 выставлено требование от 21 октября 2020 года N 44445, в котором сообщалось
о наличии задолженности и начисленной на сумму недоимки пени. Впоследствии в связи с неисполнением требований налогового органа мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании образовавшейся задолженности, который отменен определением мирового судьи от 15 декабря 2021 года в связи с поступившими от должника возражениями.
Вместе с тем денежные средства в бюджет до настоящего времени
не поступили.
Решением Вязниковского городского суда Владимирской области
от 5 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 2 августа 2022 года, административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Владимирской области удовлетворено.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный ответчик ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального и процессуального права.
Ссылается на несоблюдение налоговым органом процедуры взыскания недоимки по страховым взносам. Приводит доводы о пропуске налоговым органом срока обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа, указывает на отсутствие допустимых доказательств обращения налогового органа к мировому судье в марте 2021 года. Отмечает, что
не получала требование налогового органа и узнала о нем только в ходе рассмотрения административного дела. При этом, несмотря на наличие статуса индивидуального предпринимателя, с марта 2020 года по сентябрь 2020 года фактически не осуществляла предпринимательскую деятельность
в связи с болезнью и последующим восстановлением.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 сентября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В суд поступили письменные возражения Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Владимирской области на кассационную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.
Судом также получены письменные объяснения административного ответчика ФИО1, согласно которым она поддерживает доводы кассационной жалобы в полном объеме и выражает несогласие с доводами, изложенными административным истцом в вышеуказанных письменных возражениях.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и подпункта
1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик
обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное
не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность
по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов
в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога
или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством
о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм
в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.
С учетом пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности. В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 данного Кодекса.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период
не превышает 300 000 рублей, уплачивает страховые взносы за расчетный период 2020 года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 руб, а на обязательное медицинское страхование - в фиксированном размере 8 426 руб.
При этом в случае, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (абзац 1 пункта 5 статьи 430 НК РФ).
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (абзац 2 пункта 5 статьи 430 НК РФ).
На основании пункта 5 статьи 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется им не позднее 15 календарных дней
с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.
В пункте 3 статьи 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1
в период с 3 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов.
Сумма страховых взносов за 2020 год, подлежащая уплате в бюджет ФИО1, исчисленная пропорционально периоду осуществления
ею предпринимательской деятельности, составила:
18 753, 55 рублей на обязательное пенсионное страхование;
4 869, 87 рублей на обязательное медицинское страхование.
Срок уплаты вышеуказанных сумм - не позднее 15 октября 2020 года.
Добровольная уплата страховых взносов в предусмотренные пунктом
5 статьи 432 НК РФ сроки ФИО1 не произведена, в связи
с чем налоговый орган направил в ее адрес посредством размещения
в личном кабинете налогоплательщика требование об уплате страховых взносов N 44445 от 21 октября 2020 года на общую сумму 23 640, 15 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
в фиксированном размере в сумме 18 753, 55 рублей; пени, начисленные
за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 16 октября 2020 года по 20 октября 2020 года
в сумме 13, 28 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 4 869, 87 рублей; пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 16 октября 2020 по 20 октября 2020 года в сумме 3, 45 рубля. Указанные суммы предложено уплатить в срок
до 8 декабря 2020 года.
Данное требование налогового органа также оставлено ФИО1 без исполнения.
4 октября 2021 года мировым судьей судебного участка N 1 города Вязники и Вязниковского района Владимирской области вынесен судебный приказ по делу N 2а-3177/2021 о взыскании с ФИО1 в пользу налогового органа вышеуказанных сумм задолженности по страховым взносам и пени, который был отменен 15 декабря 2021 года в связи с поступлением возражений административного ответчика. Налоговый орган обратился в суд с соответствующим административным иском 2 марта
2022 года, т.е. в пределах установленного законом срока.
При этом обращаясь в суд с административным иском, налоговый орган произвел корректировку суммы недоимки по страховым взносам
на обязательное медицинское страхование, уменьшив ее до 4 798, 95 рублей.
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования налогового органа, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что налоговый орган обратился с требованием о взыскании с административного ответчика обязательных платежей в пределах предоставленных полномочий; в ходе судебного разбирательства установлено, что административным ответчиком страховые взносы и пени с соответствующий бюджет добровольно не уплачены Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Владимирской области соблюден порядок взыскания обязательных платежей, расчет налога и взыскиваемых сумм является математически и методологически верным.
При этом судами дана надлежащая оценка доводам административного ответчика о пропуске налоговым органом срока обращения с заявлением
о вынесении судебного приказа, которые опровергаются имеющимися
в материалах дела доказательствами, в частности, реестром переданных заявлений и материалами проверки, согласно которым заявление Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Владимирской области
о вынесении судебного приказа поступило мировому судьей судебного участка N 1 города Вязники и Вязниковского района Владимирской области 26 марта 2021 года, т.е. в пределах установленного законом срока.
Проверен и обоснованно отклонен судами нижестоящих инстанций также довод ФИО1 о прекращении ею осуществления предпринимательской деятельности в связи с эпидемиологической
ситуацией в стране и состоянием здоровья, поскольку обязанность
по уплате страховых взносов основывается на наличии у лица статуса индивидуального предпринимателя.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, выводы судов обеих инстанций, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой
и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
В целом доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, судами им дана надлежащая правовая оценка. Оснований не согласиться с этой оценкой судебная коллегия не находит.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вязниковского городского суда Владимирской области
от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Владимирского областного суда от 2 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 15 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.