Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А.
судей Циркуновой О.М, Ульянкина Д.В.
с участием прокурора Вдовичева Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 2 сентября 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом 15 сентября 2022 года) на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 16 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2022 года по административному делу N 2а-1101/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Ломоносовский, Московской городской избирательной комиссии об отмене решений.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский в городе Москве от 21 июня 2022 года N 87/3 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Ломоносовский от 30 июля 2022 года N 7/1 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2 на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии N 20/3 от 8 августа 2022 года жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве- муниципального округа Ломоносовский (далее-Избирательная комиссия) об отмене решения Избирательной комиссии от 30 июля 2022 года N 7/1 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2 ФИО1 и Московской городской избирательной комиссии от 8 августа 2021 года N 20/3 об отклонении жалобы административного истца на вышеуказанное решение, возложении на административных ответчиков обязанности по устранению допущенного нарушения его прав, зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2.
В обоснование заявленных требований указывал, что представил для регистрации требуемые по закону избирательные документы, в том числе необходимое количество достоверных подписей избирателей в поддержку своего выдвижения; указывал, что они признаны административным ответчиком недостоверными по надуманным основаниям; указывал, что он является главой муниципального округ Ломоносовский, сведения об этом приведены в подписных листах. Указание в подписных листах, что местом его работы является Совет депутатов муниципального округа Ломоносовский не препятствует однозначному пониманию избирателями места его работы и замещаемой должности.
Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 16 августа 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения Гагаринского районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2022 года, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что недостоверные сведения о месте работы кандидата должны оцениваться судом с учетом их значимости для формирования у избирателей мнения о кандидате. Полагает, что указание на Совет депутатов муниципального округ Ломоносовский в качестве места работы не сообщало избирателям никакой недостоверной информации.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 сентября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве-муниципального округа Ломоносовский ФИО6 и представитель Московской городской избирательной комиссии ФИО7, возражали против удовлетворения кассационной жалобы ФИО1
От представителя Московской городской избирательной комиссии представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора ФИО5, полагавшего решения судов оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32 часть 2), непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя.
Правовой основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве регулируется Законом города Москвы N 38 от 6 июля 2005 года "Избирательный кодекс города Москвы" (далее -Избирательный кодекс г. Москвы).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований в соответствии с частью 16 статьи 34 настоящего Кодекса либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 3-7 статьи 35.1 Федерального закона, или указанного в части 15 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 35 Избирательного кодекса г. Москвы для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, содержащий нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры;
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место);
5) первый финансовый отчет кандидата, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 62 настоящего Кодекса, - уведомление, предусмотренное частью 1 статьи 57 настоящего Кодекса;
6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей);
7) при проведении выборов депутатов Московской городской Думы письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения в депутаты представительного органа местного самоуправления согласно статье 32 Избирательного кодекса г. Москвы информирует соответствующую избирательную комиссию о своем самовыдвижении заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи; в заявлении указываются в том числе основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы -род занятий). Вместе с данным заявлением представляются, в частности, заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
В соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, в случае, если сведения о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
В форме подписного листа, утвержденного Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (приложение 8) в том числе должны быть указаны сведения о месте работы, занимаемая должность или род занятий.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 3.2.3.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/75-8, Федеральным законом установлены единые формы подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах всех уровней (пункт 8 статья 37 Федерального закона), а также установлен единый порядок заполнения и заверения подписных листов.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата (пункт 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы).
Согласно статьям 1, 34, 36 Федерального закона N 131 -ФЗ от 6 октября 2013 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В статье 34 Федерального закона N 131-ФЗ перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьями 4 и 10 Устава муниципального округа Ломоносовский данные нормы конкретизированы применительно к Главе муниципального округа Ломоносовский, который входит в структуру органов местного самоуправления и является высшим должностным лицом муниципального округа.
Совет депутатов муниципального округа Ломоносовский является юридическим лицом, и в соответствии со статьей 3 Регламента Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский "Правовое, организационное, документационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Совета депутатов, депутатов Совета депутатов, рабочих органов Совета депутатов осуществляет исполнительно-распорядительный орган муниципального округа- администрация муниципального округа в соответствии с настоящим Регламентом и иными решениями Совета депутатов.
Из материалов дела следует и судами установлено, что согласно решению Московской городской избирательной комиссии полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве -муниципального округа Ломоносовский возложены на территориальную избирательную комиссию района Ломоносовский в г. Москве.
Решением Избирательной комиссии от 22 июня 2017 года N 3/3 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по вышеуказанного многомандатному избирательному округу -26 (максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию -30).
Решением Избирательной комиссии от 23 июня 2022 года N 2/12 определено, что проверке подлежат все представленные подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по соответствующему многомандатному избирательной округу.
5 июля 2022 года ФИО1 представил в Избирательную комиссию заявление о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2.
В заявлении о согласии баллотироваться указал о том, что его место работы и должность "Совет депутатов муниципального округа Ломоносовский, глава муниципального округа Ломоносовский, при том что согласно приложенной к заявлению справке с места работы, оформленной на бланке главы муниципального округа Ломоносовский в городе Москве указано, что ФИО1 в соответствии с уставом муниципального округа Ломоносовский и решением Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский N 01/01 от 20 сентября 2017 года "Об избрании главы муниципального округа Ломоносовский в городе Москве" является главой муниципального округа Ломоносовский на постоянной основе.
21 июля 2022 года административный истец ФИО1 представил избирательные документы, в том числе подписные листы, содержащие 30 подписей избирателей в поддержку его выдвижения, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет, выполненный по установленной форме.
Согласно протоколу рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 от 28 июля 2022 года:
2 подписи избирателей (ФИО8 и ФИО9) признаны недействительными на основании пункта 2 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы, поскольку указанные лица не обладают активным избирательным правом;
все подписи избирателей, содержащихся в подписных листах признаны недействительными на основании пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы так как установлено, что указанные в подписных листах сведения о кандидате (о месте его работы) не соответствуют действительности; во всех подписных листах ФИО1 указано, что он "работает главой муниципального округа Ломоносовский в Совете депутатов муниципального округа Ломоносовский на постоянной основе".
Решением Избирательной комиссии от 30 июля 2022 года N 7/1 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2 на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии N 20/3 от 8 августа 2022 года жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Разрешая административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах правомерно признаны недействительными и ФИО1 обоснованно отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2, поскольку им указаны не соответствующие действительности сведения о месте работы во всех подписных листах.
Оснований не согласиться с законностью и обоснованностью и указанных выводов нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, не имеется.
Выводы, приведенные в судебных актах нижестоящих инстанций, исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, основанием к отмене обжалуемых судебных актов являться не могут, так как основаны на ошибочном толковании норм избирательного законодательства и неверной правовой оценке установленных по делу фактических обстоятельств. При этом в кассационной жалобе не содержится указаний на какие-либо юридически значимые обстоятельства, которые бы не были учтены судами при разрешении административного иска.
В этой связи доводы кассационной жалобы в данной части не свидетельствуют о незаконности принятых по делу решения и апелляционного определения.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Москвы от 16 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 15 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.