Судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО3, судей ФИО6, ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы на решение Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело Nа-383/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ (дело Nа-2195/2022) по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи ФИО6, выслушав объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития "адрес" по доверенности ФИО5, поддержавшей кассационную жалобу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Половниковой А.А, полагавшей необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоге на имущество организаций" (Приложение 1).
Постановление размещено ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.rn) и опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N.
Постановлениями Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП внесены изменения в оспариваемое постановление.
Под пунктом 18676 в Перечень на 2017 год, под пунктом 19111 в Перечень на 2018 год, под пунктом 20619 в Перечень на 2019 год, под пунктом 22880 в Перечень на 2020 год, под пунктом 20078 в Перечень на 2021 год, под пунктом 18356 в Перечень на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Собственник нежилых помещений, расположенных в указанном здании, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеназванных пунктов приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Требования мотивированы тем, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, определё ФИО2 статьёй 1.1 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем необоснованно включено в оспариваемые Перечни, чем нарушены права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Москвы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Правительства Москвы ставится вопрос об отмене судебных актов, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, нарушением норм процессуального права.
Определением судьи ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
При рассмотрении и разрешении административного дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий правительства Москвы с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов согласна, судебные акты в данной части не обжалуются.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории "адрес", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое помещение, общей площадью 780, 8 кв. метров в нежилом здании общей площадью 10292, 8 кв. метров, с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес". Названный объект недвижимости введён в эксплуатацию в 2002 году как гараж-стоянка на 210 машино-мест.
Здание включено в оспариваемые Перечни исходя из видов разрешё ФИО2 использования земельных участков, на которых оно расположено: с кадастровым номером N - "строительство подземного гаража с выставочным центром"; с кадастровым номером N - "объекты размещения помещений и технически: устройств многоэтажных и подземных гаражей, стоянок (1.2.3); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5)".
Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", утвержден Порядок установления вида разрешё ФИО2 использования земельной участка к городу Москве.
Пунктом 3.2 названного Порядка предусмотрено, что разрешё ФИО2 использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждё ФИО2 приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, ас ДД.ММ.ГГГГ согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, в соответствии с классификатором видов разрешё ФИО2 использования земельных участков, утверждё ФИО2 приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении классификатора видов разрешё ФИО2 использования земельных участков" (далее - Классификатор).
Из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения об установлении связи объекта с кадастровым номером 77:08:0002021:1038 с земельными участками отсутствовали в информационных системах ЕГРН.
Связь с земельным участком с кадастровым номером N установлена ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении названного земельного участка внесена запись о снятии его с государственного кадастрового учета. Земельный участок в указанный период времени имел вид разрешё ФИО2 использования - "для строительства подземного гаража с выставочным центром".
С земельным участком с кадастровым номером N связь была установлена ДД.ММ.ГГГГ. По данным ЕГРН названный земельный участок имеет виды разрешё ФИО2 использования: - "объекты размещения помещений и технических устройств многоэтажных и подземных гаражей, стоянок (1.2.3); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5)".
ДД.ММ.ГГГГ с административным истцом подписано соглашение о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, по условиям которого ФИО1 вправе использовать земельный участок с кадастровым номером N для целей эксплуатации помещения в здании гаражного назначения.
Другими арендаторами земельного участка являются собственники помещений в здании, которым земельный участок предоставлен в таких же целях.
Из ответов Департамента городского имущества "адрес" от 4 маз 2018 года, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по обращениям правообладателей земельного участка Департаментом издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изменении разрешё ФИО2 использования земельного участка с кадастровым номером N, предусматривающее установление данному земельному участку вида разрешё ФИО2 использования "обслуживание автотранспорта (4.9)". Данное распоряжение не реализовано.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утверждё ФИО2 постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП (далее по тексту ПЗЗ), земельный участок находится в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (индекс - Ф). Изменение вида разрешё ФИО2 использования возможно после внесения изменений в ПЗЗ.
Таким образом, здание расположено на земельном участке, имеющем вид разрешё ФИО2 использования "объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5)", который подпадает под код разрешё ФИО2 использования, утверждё ФИО2 приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Вместе с тем, в отношении данного земельного участка установлен вид разрешё ФИО2 использования: "объекты размещения помещений и технических устройств многоэтажных и подземных гаражей, стоянок (1.2.3)", который не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что принимать во внимание один лишь из видов разрешенного использования земельного участка безотносительно к назначению и (или) фактическому использованию здания противоречит правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N-П, от ДД.ММ.ГГГГ N-П, от ДД.ММ.ГГГГ N-П; от ДД.ММ.ГГГГ N-п), не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет, вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения, применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило её определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП.
В соответствии с пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости "адрес" (далее - Госинспекция по недвижимости).
Согласно акту обследования спорного здания от ДД.ММ.ГГГГ N/ЮФИ, составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости с доступом в здание, 87, 59% общей площади здания, используется под гаражи, автостоянки, спорт. Для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания используется 12, 41% площади здания.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности с иными доказательствами по делу, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о несоответствии здания критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилых зданий установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоге на имущество организаций" критериям для включения в Перечни на 2020 год, Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития "адрес" не представлено.
Исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.