Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 декабря 2003 г. N А21-906/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 09.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.07.2003 по делу N А21-906/03-С1,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ЯнтарьАвто" (далее - ООО "ПКФ "ЯнтарьАвто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда (в настоящее время - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду) от 17.09.2001 N 452 о взыскании 158 880 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2001 года, 15 693 руб. пеней за его несвоевременную уплату, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде 31 776 руб. штрафа.
Решением суда от 28.07.2003 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (далее - налоговая инспекция) просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, ООО "ПКФ "ЯнтарьАвто" не подтвердило надлежащим образом право на применение налоговой ставки 0 процентов при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы Российской Федерации в апреле 2001 года.
Стороны о времени и месте слушания дела должным образом извещены, однако представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в августе 2001 года провела камеральную проверку представленной ООО "ПКФ "ЯнтарьАвто" декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2001 года. Результаты проверки отражены в акте от 17.08.2001 N 411.
В ходе проверки налоговый орган сделал вывод о необоснованном налогообложении Обществом реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации по налоговой ставке 0 процентов, поскольку им не представлены в налоговую инспекцию реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющие маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
На основании материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 17.09.2001 N 452 о доначислении ООО "ПКФ "ЯнтарьАвто" 158 880 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2001 года, начислении 15 693 руб. пеней за его неполную уплату, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 31 776 руб. штрафа.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в арбитражный суд.
ООО "ПКФ "ЯнтарьАвто" ссылается на то, что оно осуществляет перевозку пассажиров автобусами международного сообщения по странам Балтии на основании лицензии от 24.05.2000 N АГ 219200 (регистрационный номер АСМ-39-602081). В обоснование правомерности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации данного вида услуг Общество представило в налоговый орган вместе с декларацией полный пакет документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 164 НК РФ. При этом заявитель отметил, что в соответствии с письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.04.2001 N ДАТ-1/524-ИС до утверждения соответствующими органами реестра единых международных перевозочных документов налогоплательщики могут представлять в налоговые органы разрешение Министерства транспорта Российской Федерации на перевозку пассажиров и багажа в международном регулярном автобусном сообщении по определенному маршруту и реестр проданных автобусных билетов на международные маршруты.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого налоговым органом судебного акта.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 165 НК РФ при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются:
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке;
- реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Таким образом, для подтверждения права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в апреле 2001 года Общество должно было представить в налоговый орган документ, подтверждающий осуществление перевозок пассажиров и багажа за пределы территорий Российской Федерации и стран-участников СНГ, а именно реестр единых международных перевозочных документов с указанием в нем пунктов отправления и пунктов назначения.
Однако согласно письму Министерства транспорта Российской Федерации от 17.04.2001 N ДАТ-1/524-ИС в настоящее время форма реестра единых международных перевозочных документов законодательно не установлена, в связи с чем в налоговые органы представляется разрешение Министерства транспорта России на перевозку пассажиров и багажа в международном регулярном автобусном сообщении по определенному маршруту. В письме также указано, что в реестре проданных автобусных билетов на международные маршруты необходимо указывать номер билета, пункты отправления и назначения, стоимость перевозки пассажиров, дату и место его продажи.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило в налоговый орган реестры проданных автобусных билетов с указанием номеров билетов; пунктов отправления и назначения, один из которых находится за пределами территории Российской Федерации; стоимости перевозки пассажиров; даты и места их продажи.
Таким образом, представленные ООО "ПКФ "ЯнтарьАвто" реестры имеют все необходимые реквизиты, указанные в письме Министерства транспорта Российской Федерации от 17.04.2001 N ДАТ-1/524-ИС, в связи с чем довод налогового органа о непредставлении налогоплательщиком документов, необходимых для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов, необоснован.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку налоговой инспекции на то, что ряд документов оформлен на иностранном языке, в связи с чем они не могут быть рассмотрены в качестве надлежащих доказательств обоснованности применения спорной ставки по налогу на добавленную стоимость.
Из материалов дела видно, что Обществом принимались меры к оформлению зарубежными организациями реестров на русском языке, в чем налогоплательщику было отказано. Кроме того, форма единых перевозочных документов до настоящего времени законодательно не утверждена, в связи с чем налогоплательщик вправе представить иные документы, подтверждающие факт оказания услуг.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что Общество документально подтвердило как фактическое оказание услуг по международной перевозке пассажиров в апреле 2001 года, так и обоснованность применения им ставки 0 процентов в соответствии с пунктом 6 статьи 165 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.07.2003 по делу N А21-906/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2003 г. N А21-906/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника