Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 декабря 2003 г. N А21-5609/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Абакумовой И.Д.,
рассмотрев 15.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела записей актов гражданского состояния Администрации Калининградской области на решение от 15.07.2003 (судья Мялкина А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.09.2003 (судьи Можегова Н.А., Приходько Е.Ю., Шкутко О.Н.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5609/03-С1,
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Калининградской области (далее - МИМНС) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с отдела записей актов гражданского состояния Администрации Калининградской области (далее - Отдел ЗАГС) 1000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 15.07.2003 заявленные МИМНС требования удовлетворены частично. С Отдела ЗАГС Администрации Калининградской области взыскано 50 руб. штрафа. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отдел ЗАГС просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что МИМНС нарушила 3-месячный срок проведения проверок со дня представления сообщения (документов) о регистрации актов гражданского состояния и в нарушение требований пункта 1 статьи 101.1 НК РФ не составила акт. Кроме того, производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного производства ведется в порядке, установленным соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу пункта 2 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за непредставление в налоговые органы сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствии.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что филиал Отдела ЗАГС 03.12.2002 представил в МИМНС сообщения о регистрации рождения (смерти) за период с 21 ноября по 30 ноября 2002 года, а именно: сообщение N 380 от 22.11.2002 о регистрации рождения Марченковой С.Д., сообщение N 379 от 22.11.2002 о регистрации смерти Чиченкова Д.В., сообщение N 802 от 21.11.2002 о регистрации смерти Клюнтина С.А.
МИМНС письмами от 15.05.2003 N 05/3155 и N 05/3156 сообщила Отделу ЗАГС и филиалу Отдела ЗАГС об обнаруженных ею нарушениях сроков представления сообщений о регистрации рождения (смерти), пригласила представителей для принятия решения, указав время и дату.
Решением налогового органа от 20.05.2003 N 05/565 Отдел ЗАГС привлечен к налоговой ответственности в виде 1000 руб. штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
На основании решения МИМНС выставила требование от 20.05.2003 N 05/08 об уплате 1000 руб. штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, то есть за нарушение срока представления в налоговый орган сообщений о фактах рождения (смерти).
Решение налогового органа и требование об уплате налоговой санкции получены 21.05.2003.
Отдел ЗАГС требование не исполнил, в связи с чем МИМНС обратилась в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что суды обеих инстанций, удовлетворяя требования МИМНС, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.
Отдел ЗАГС, представив 03.12.02 налоговому органу сообщения о регистрации рождения и смерти физических лиц нарушил предусмотренный пунктом 3 статьи 85 НК РФ срок их направления.
Довод Отдела ЗАГС о пропуске МИМНС трехмесячного срока проведения камеральной проверки несостоятелен, поскольку порядок принятия налоговым органом решения о привлечении лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотрен статьей 101.1 НК РФ. Камеральная проверка, в соответствии со статьей 88 НК РФ, проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 101.1 НК РФ должностное лицо при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах должно составить в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившем нарушение законодательства о налогах и сборах. В данном случае МИМНС направила Отделу ЗАГС, а также филиалу Отдела ЗАГС сообщения от 15.05.2003 N 05/3155 и N 05/3156 о выявленных нарушениях сроков представления сообщений о регистрации рождения (смерти), которые получены ими 16.05.2003. Этими же сообщениями МИМНС пригласила представителей Отдела ЗАГС и филиала Отдела ЗАГС для принятия решения по факту нарушения сроков представления сообщений о регистрации рождения (смерти), указав время и дату.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что МИМНС не нарушила права и законные интересы Отдела ЗАГС.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод Отдела ЗАГС о том, что к административной ответственности следовало привлечь должностное лицо, поскольку Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" признаны утратившими силу с 01 июля 2002 года только пункт 4 статьи 91, статья 124 и пункт 3 статьи 126 НК РФ. Наличие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях статьи 15.6, пункт 2 которой предусматривает ответственность должностных лиц за аналогичное правонарушение, не исключает возможности привлечения юридического лица к налоговой ответственности за такое же нарушение.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению, а судебные акты - соответствующими действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.09.2003 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5609/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу отдела записей актов гражданского состояния Администрации Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2003 г. N А21-5609/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника