Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 декабря 2003 г. N А26-3733/03-214
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.08.03 по делу N А26-3733/03-214 (судья Андреев А.П.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с государственного учреждения "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - учреждение) 37 800 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 22.08.03 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, считая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установил следующее.
Инспекция приняла решение от 06.11.02 N 57 о проведении выездной налоговой проверки соблюдения учреждением законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, удержанных с доходов физических лиц за период с 01.01.99 по 01.11.02, правильности исчисления единого социального налога за период с 01.01.01 по 31.12.01.
Требованием, врученным начальнику учреждения 12.11.02, инспекция в соответствии со статьей 93 НК РФ просила представить в пятидневный срок необходимые для проведения проверки документы, в том числе налоговые карточки по учету доходов и налогов, удержанных из заработков (доходов) плательщиков - физических лиц за 199-2001 год и индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога, а также сумм налогового вычета за 2001 год.
В период с 12.11.02 по 05.12.02 Инспекция провела выездную налоговую проверку учреждения. Проверкой установлено, что учреждение не представило для проведения выездной налоговой проверки налоговые карточки по учету доходов и налогов, удержанных из заработков (доходов) налогоплательщиков - физических лиц за 2000 год 408 штук, за 2001 год - 128 штук, и индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумму начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета за 2001 год - 220 штук. По результатам проверки составлен акт от 25.12.02 и принято решение о привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 (пункт 1) НК РФ.
Статьей 93 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Из приведенной нормы видно, что ее действие распространяется именно на проверяемого налоговым органом налогоплательщика, плательщика сборов либо налогового агента.
Подпунктами 2 и 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ установлены следующие обязанности налогового агента: представлять в налоговый орган по месту учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и перечисления налогов; в течение месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика.
Учреждение не представило в налоговую инспекцию сведения о выплаченной материальной помощи пенсионерам.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об обязанности предприятий сообщать в налоговый орган сведения о выплаченных доходах и об удержанных суммах налога, если предприятия являются работодателями физических лиц, что вытекает из смысла статьи 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Единый социальный налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиками - работодателями (статья 243 НК РФ).
Пунктом 28 статьи 217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению доходы не превышающие 2000 руб., выплаченные за налоговый период в виде материальной помощи, оказываемой бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что штрафы, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 НК РФ, применены к учреждению за непредставление документов на лиц, по отношению к которым учреждение не является налоговым агентом и работодателем, а оказываемая материальная помощь пенсионерам не превышала указанного выше размера.
Кассационной инстанцией не установлено нарушений в применении норм материального и процессуального права при принятии решения по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.08.03 по делу N А26-3733/03-214 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2003 г. N А26-3733/03-214
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника