Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 мая 2002 г. N А42-6367/01-12-65/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Корабухиной Л.И., при участии от ОАО "Мурманское морское пароходство" Кочаряна А.В. (доверенность от 03.01.2002 N ЮР-7/5), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Дивинской О.Н. (доверенность от 18.02.2002 N 14/39-7060),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.02.2002 по делу N А42-6367/01-12-65/02 (судьи Мунтян Л.Б., Драчева Н.И., Галко Е.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - ОАО "ММП") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) от 03.07.2001 N 544.
Решением суда от 13.02.2002 исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ОАО "ММП" просил оставить решение суда без изменения.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной ОАО "ММП" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2001 года. По результатам проверки вынесено решение от 03.07.2001 N 544 об отказе в привлечении ОАО "ММП" к налоговой ответственности и уменьшении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на 3 552 153 рубля в связи с неподтверждением экспорта и непредставлением грузовых таможенных деклараций на перевозимые экспортируемые другими лицами товары.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 этого Кодекса.
Статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации указанных товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с действующим таможенным законодательством, в частности статьями 18, 127 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенное оформление экспортируемых товаров осуществляется декларантом в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель товаров либо его структурное подразделение.
Согласно пунктам 1.6 и 1.16 Инструкции о порядке заполнения грузовых таможенных деклараций, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 16.12.98 N 848, основной лист грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) и добавочный лист состоят из четырех сброшюрованных самокопирующихся листов, каждый из которых имеет собственное название и порядковый номер. После принятия таможенным органом решения о выпуске, условном выпуске товаров или о невозможности их выпуска или условного выпуска сведения о таком решении указываются должностным лицом таможенного органа в порядке, определенном Инструкцией и другими нормативными актами ГТК РФ, в графе "Д" основного листа ГТД и графе "С" добавочных листов, после чего третьи листы ГТД возвращаются декларанту. Остальные листы используются в соответствии с нормативными актами ГТК России.
Таким образом, грузовая таможенная декларация (ее копия) в одном экземпляре находится только у декларанта. Перевозчик не может получить такую декларацию в порядке, установленном законодательством, а следовательно, не может по не зависящим от него причинам представить ее в налоговый орган для подтверждения права на налоговую льготу и налоговые вычеты, в связи с чем утрачивает предоставленное ему положениями статей 21 и 164 Налогового кодекса Российской Федерации право пользоваться льготой при фактическом оказании услуг по перевозке экспортируемых товаров. Право перевозчика на получение льготы, предоставленной ему законодательством, не может быть поставлено в зависимость от воли третьих лиц, имеющих ГТД. Из материалов настоящего дела видно, что не все декларанты дают согласие на предоставление копии этого документа перевозчику, ссылаясь на утрату ГТД, передачу декларации в налоговые органы в обоснование своих прав на налоговые льготы, а также по другим причинам.
Таможенное законодательство, регулирующее порядок декларирования экспортируемых товаров, не претерпело изменений в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и возложением на перевозчиков обязанности представлять в налоговые органы грузовые таможенные декларации на экспортируемые товары для подтверждения права на льготу по налогу на добавленную стоимость.
Доводы ОАО "ММП" о том, что заполняемые декларантами ГТД не предназначены для него как морского перевозчика, косвенно подтверждаются и разработанным уже в период действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденным приказом ГТК РФ от 12.09.01 N 892 (далее - Положение).
Вместе с тем факт перевозки экспортируемых товаров может быть доказан перевозчиком иными имеющимися у него документами, не названными в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, разработано в связи с необходимостью упорядочения производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля судов, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства, 1965, Таможенного кодекса Российской Федерации и Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Согласно пунктам 48, 49, 50, 51, 54 раздела 7 Положения для оформления разрешения на погрузку выпущенных в установленном порядке товаров на судно лицо, перемещающее товар, представляет в таможенный орган четыре экземпляра подписанного им Поручения на погрузку товаров, составленного в произвольной форме. В этом Поручении указываются порядковый номер и дата поручения, наименование судна, порты погрузки и выгрузки товаров, наименование отправителя и получателя товаров, количество товаров, их наименование, маркировка, вид упаковки и другие сведения, позволяющие однозначно идентифицировать товар, справочные номера таможенных деклараций, по которым произведено таможенное оформление вывозимых товаров, коды товаров по ТН ВЭД России. Одновременно с названным Поручением лицо, перемещающее товар, представляет в таможенный орган экземпляр таможенной декларации, документ контроля за доставкой товаров или книжку МДП (если применялась процедура доставки товаров), транспортные и товаросопроводительные документы с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров, лицензии, разрешения, сертификаты происхождения товаров, акты экспертизы и другие документы, выдаваемые уполномоченными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за вывозимыми с таможенной территории Российской Федерации товарами. Сотрудник таможенного органа после проверки представленных документов оформляет Поручение, проставляя на нем штамп "погрузка разрешена", подпись, и заверяет его оттиском личной номерной печати. Один из оформленных экземпляров Поручения передается капитану судна, на борт которого будет погружен этот товар. Погрузка товара осуществляется под контролем сотрудника таможенного органа. По окончании погрузки товаров на судно оформляются документы, касающиеся груза (товара). К таким документам относятся коносаменты, Декларация о грузе, судовые манифесты и другие документы.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Положения в целях проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления судов, а также товаров и транспортных средств капитаном судна или уполномоченным им лицом заполняются: Общая декларация, содержащая среди прочих сведений краткое описание грузов (товаров), наименование и адрес судового агента в порту прихода и отхода, краткие сведения о рейсе, порт прихода или отхода судна; Декларация о грузе (товарах и транспортных средствах), находящемся на судне, подписываемая капитаном судна, морским агентом или иным лицом, уполномоченным на то капитаном, в которой указываются порт отправления и порт составления этой декларации, маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание товаров, номера коносаментов на товары, порты отправления и назначения, в которых товар принимался на борт судна и выгружался. Вместо Декларации о грузе таможенный орган вправе принимать экземпляр Судового манифеста, содержащий те же сведения о грузе, что и декларация. В соответствии с пунктом 8 раздела 3 Положения таможенное оформление товаров производится в морских или речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения. Пунктом 9 раздела 3 и пунктами 31, 33, 35, 38, 39 раздела 5 Положения предусмотрено, что таможенное оформление судна при отходе производится после завершения всех погрузочно-разгрузочных работ и подготовки судна к рейсу и представления капитаном судна таможенному органу всех необходимых документов, в том числе Общей декларации, Декларации о грузе, накладных. После проверки представленных судовых документов и проведения таможенного контроля сотрудник таможенного органа проставляет в Общей декларации штамп, заполняет его, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати, проставляет в накладных, Декларации о грузе или судовых манифестах штамп "выпуск разрешен", подписывает и заверяет его оттиском личной номерной печати. По возвращении с судна уполномоченный сотрудник таможенного органа заполняет Журнал учета судов загранплавания и формирует судовое дело в части, касающейся отхода судна. После выполнения сотрудником таможенного органа указанных действий таможенное оформление судна и товара считается завершенным. Суда и товары находятся под таможенным контролем с момента начала такого контроля и до его завершения в соответствии с таможенным режимом. Таким образом, у перевозчика не может быть документа (в том числе грузовой таможенной декларации) со штампом таможенного органа "груз вывезен", поскольку до момента разгрузки в порту назначения судно находится под таможенным контролем.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Все неустранимые сомнения и противоречия актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщика использовать налоговые льготы при наличии на то оснований.
В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Применение ставки 0 процентов при реализации услуг по транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров предусмотрено для всех российских перевозчиков. Условия применения указанной ставки, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, должны быть одинаковыми для всех перевозчиков.
Следовательно, до приведения таможенного законодательства в соответствие с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации либо до внесения изменений в пункт 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации установленная пунктом 4 статьи 165 НК РФ для перевозчиков (за исключением железных дорог) обязанность по представлению грузовой таможенной декларации не обеспечена на законодательном уровне, а потому невыполнима. В связи с этим налогоплательщику может быть предоставлено право на представление других доказательств в обоснование льготного налогообложения, бесспорно подтверждающих оказание услуг по перевозке именно экспортируемых товаров. Иной подход к применению положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 и пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает установленное Налоговым кодексом Российской Федерации право налогоплательщика на налоговую льготу и приведет к невозможности ее использования перевозчиком.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "ММП" в апреле 2001 года оказывало услуги по перевозке экспортируемых товаров.
Доказательств обратного налоговая инспекция не представила. Факт уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками налоговой инспекцией не оспаривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.02.2002 по делу N А42-6367/01-12-65/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Л.И.Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2002 г. N А42-6367/01-12-65/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника