Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2002 г. N А42-3150/02-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Корпусовой О.А. и Почечуева И.П., рассмотрев 14.10.02 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.07.02 по делу N А42-3150/02-5 (судья Бубен В.Г.),
установил:
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области (далее - казначейство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Североморские теплосети" (далее - предприятие) о взыскании 280 руб. 74 коп. штрафа за нецелевое использование ответчиком средств федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Мурманской области (далее - КРУ).
Решением суда от 10.07.02 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе казначейство, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 10.07.02 и направить его на новое рассмотрение.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 10.07.02 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, КРУ провело проверку целевого использования предприятием средств федерального бюджета за период с 01.01.2000 по 30.11.01, выделенных на реализацию программ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В ходе проверки КРУ установило факт нецелевого использования средств федерального бюджета, о чем составлен акт от 21.12.01.
По результатам проверки казначейством принято постановление от 24.01.02 N 1 о взыскании в бесспорном порядке с предприятия 2 003 руб. 76 коп. средств, использованных не по целевому назначению и постановление от 24.01.02 N 2, которым ответчику предложено в срок до 05.02.02 уплатить в добровольном порядке 280 руб. 74 коп. штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета. Поскольку в добровольном порядке предприятие штраф не уплатило, казначейство обратилось в арбитражный суд.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П указано, что согласно статье 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, то есть судопроизводство по делам, связанных с рассмотрением деяний, предусмотренных оспариваемыми положениями, должно быть административным судопроизводством. Следовательно, таковым же, то есть административным, будет при этом и предварительное производство, равно как и производство в случаях, когда принятие решения по существу принадлежит органам исполнительной власти, наделенным соответствующими полномочиями.
Таким образом, вывод суда о том, что в данном случае должно применяться процессуальное законодательство, относящееся к рассмотрению дел, возникающих из административных правоотношений является правильным и, следовательно, при наложении штрафных санкций и их взыскании следует применять сроки, установленные статьями 38 и 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР). Сроки, предусмотренные названными статьями, являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению.
В соответствии со статьей 38 КоАП РСФСР административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что указанный срок казначейством пропущен. Кроме того, в нарушение требований статьи 247 КоАП РСФСР дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие указанных нарушений требований Кодекса РСФСР об административных правонарушениях не позволяет удовлетворить исковые требования о взыскании штрафа, поскольку нарушение процедуры наложения взыскания является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.07.02 по делу N А42-3150/02-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Хохлов |
И.П.Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2002 г. N А42-3150/02-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника