Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 мая 2002 г. N А42-6327/00-22-737/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нефтетопкомплекс" Таратина Е.Э. (доверенность от 20.09.2000), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтетопкомплекс" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 12.02.2002 по делу N А42-6327/00-22-737/01 (судьи Драчева Н.И., Евтушенко О.А., Востряков К.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтетопкомплекс" (далее - ООО "Нефтетопкомплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по закрытому административно-территориальному образованию города Островной (далее - налоговая инспекция) от 19.09.2000 N 6 о взыскании с общества 2 438,91 руб. налога на добавленную стоимость и 375,35 руб. пеней, а также о привлечении его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа на сумму 487,78 руб.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по закрытому административно-территориальному образованию города Островной переименована в Межрайонную Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области.
Решением суда от 13.09.2001 обществу в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2002 решение суда изменено. Постановление налоговой инспекции от 19.09.2000 N 6 признано недействительным в части привлечения ООО "Нефтетопкомплекс" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В кассационной жалобе общество просит изменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
В ходе камеральной проверки представленных ООО "Нефтетопкомплекс" деклараций по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2000 года налоговая инспекция установила неполную уплату обществом этого налога в связи с использованием льготы, установленной решением Совета депутатов закрытого административно-территориального образования Островной Мурманской области (далее - ЗАТО Островной) от 20.03.2000 N 55, о чем сообщила налогоплательщику письмом от 26.07.2000 N 02-44/780. Как следует из пунктов 1.5, 1.6 и 2.1 указанного решения, дополнительные налоговые льготы, которые использовало ООО "Нефтетопкомплекс", предоставляются по всем налогам и сборам, зачисляемым в бюджет ЗАТО Островной, за исключением акцизов на подакцизные товары. Эти льготы предоставляются организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории ЗАТО Островной, при условии заключения с ними соответствующего соглашения. Размер дополнительных налоговых льгот составляет 95 процентов от объема всех исчисленных налогов и (или) сборов, которые подлежали бы уплате в бюджет ЗАТО Островной за последний отчетный период, по ставкам, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
По мнению налоговой инспекции, представительные органы местного самоуправления могут устанавливать налоговые льготы и порядок их применения только в отношении вводимых ими местных налогов и сборов. Налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам, а Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 представительным органам местного самоуправления не предоставлено права устанавливать дополнительные льготы по этому налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты. Следовательно, ООО "Нефтетопкомплекс", применяя эту льготу, занизило уплату в бюджет налога на добавленную стоимость.
Постановлением от 19.09.2000 N 6 налоговая инспекция взыскала с общества 2 438,91 руб. налога на добавленную стоимость, 375,35 руб. пеней, а также привлекла его к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 487,78 руб. штрафа.
ООО "Нефтетопкомплекс" обжаловало указанное постановление налогового органа в суд. По мнению истца, в его действиях отсутствует состав вменяемого ему налогового правонарушения, поскольку, исчисляя и уплачивая налоги, он руководствовался законодательством о налогах и сборах и, в том числе, решением Совета депутатов ЗАТО Островной Мурманской области от 20.03.2000 N 55, предоставляющим ему дополнительные налоговые льготы. Кроме того, общество считает, что постановление налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности не соответствует требованиям пункта 3 статьи 101 НК РФ, а потому должно быть признано недействительным.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, отказал обществу в иске, ссылаясь на то, что решение Совета депутатов ЗАТО Островной Мурманской области от 20.03.2000 N 55 противоречит налоговому законодательству, а потому не может быть применено при исчислении налога на добавленную стоимость. Кроме того, по мнению суда, постановление налоговой инспекции от 19.09.2000 N 6 соответствует требованиям пункта 3 статьи 101 НК РФ.
Апелляционная инстанция постановлением от 12.02.2002 изменила решение суда и признала недействительным постановление налоговой инспекции в части привлечения ООО "Нефтетопкомплекс" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. При этом суд согласился с выводом первой инстанции о том, что у ЗАТО Островной отсутствовало право устанавливать дополнительные налоговые льготы по федеральным и региональным налогам и поэтому доначисление обществу налога на добавленную стоимость правомерно. Однако суд апелляционной инстанции счел, что нарушения, допущенные налоговой инспекцией при вынесении постановления о привлечении истца к налоговой ответственности, являются существенными, поэтому влекут признание его недействительным в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Общество обжаловало постановление апелляционной инстанции. По мнению истца, суд неверно истолковал положения статьи 12 НК РФ, чем ограничил права представительных органов местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений. Как полагает налогоплательщик, из смысла названной нормы следует, что местные органы власти вправе устанавливать налоговые льготы не только по местным, но и по федеральным и региональным налогам в части, зачисляемой в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
Кассационная инстанция считает постановление суда правильным и не подлежащим отмене.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1 налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам.
Пунктом 4 статьи 12 НК РФ предусмотрено, что местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Из текста приведенной нормы следует, что представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать налоговые льготы только по местным налогам. Иных положений, расширяющих указанное право, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
Право представительных органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований устанавливать дополнительные льготы по налогам и сборам установлено абзацем 3 пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14.07.92 N 3297-1. Однако частью 3 статьи 58 Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что указанные дополнительные налоговые льготы предоставляются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации только в части налогов и сборов, зачисляемых в доходы бюджетов закрытых административно-территориальных образований и города Байконура с учетом ограничений, установленных частями 1 и 2 названной статьи. Как следует из части 1 этой статьи, для органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, за исключением закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры, приостановлено право зачислять в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования все налоги и другие поступления с его территории.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у ЗАТО Островной отсутствовало право устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость.
Однако согласно подпункту 3 пункту 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Следовательно, учитывая, что ООО "Нефтетопкомплекс" при исчислении и уплате налогов руководствовалось решением Совета депутатов ЗАТО Островной Мурманской области от 20.03.2000 N 55, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии вины в действиях общества, связанных с неполной уплатой налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 12.02.2002 по делу N А42-6327/00-22-737/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтетопкомплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2002 г. N А42-6327/00-22-737/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника