Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2003 г. N А66-5138-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Троицкой Н.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области главного специалиста Андрековой А.И. (доверенность от 03.01.2003 N 35),
рассмотрев 18.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверьстеклопластик" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2003 по делу N А66-5138-03 (судья Пугачев А.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьстеклопластик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - инспекция) от 24.06.2003 N 63 в части уплаты 198 814 руб. пеней, начисленных по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 годы.
Решением суда от 14.08.2003 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу судебный акт и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение об уплате пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог неправомерно, поскольку в 2001 и 2002 годах взимание налога приостановлено в части поступления по налогу в федеральный дорожный фонд и в данный период законом не установлен срок уплаты налога в территориальный дорожный фонд Тверской области.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить ее без удовлетворения, а принятый по делу судебный акт - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представитель инспекции считает решение суда законным и обоснованным.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную документальную проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.10.2000 по 01.03.2003, по результатам которой составила акт от 27.05.2003 N 105. На основании указанного акта и результатов рассмотрения разногласий общества инспекция 24.06.2003 приняла решение N 63, которым доначислила обществу 198 814 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Инспекция установила, что общество в нарушение положений статей 2 и 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", пункта 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 (далее - Порядок), пункта 3 раздела 1 решения Тверского областного Совета народных депутатов от 16.01.92 "Об утверждении Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Тверской области" (далее - решение от 16.01.92) несвоевременно уплачивало налог на пользователей автомобильных дорог, в связи с чем на суммы несвоевременно уплаченных ежемесячных платежей начислено 198 814 руб. пеней за 2001-2002 годы (налог уплачивался обществом ежеквартально, хотя, по мнению инспекции, должен уплачиваться в территориальный дорожный фонд (далее - ТДФ, ежемесячно).
Общество не согласилось с данным решением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в оспариваемой части, полагая, что сумма налога, начисленная инспекцией за 2001-2002 годы, не может являться недоимкой, так как срок уплаты данного налога не установлен в этом периоде. Начисление пеней за 2001-2002 годы на не уплаченные в течение года суммы налога, по мнению общества, также неправомерно, поскольку в этот период сроки уплаты данного налога в территориальный дорожный фонд не были установлены ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что судебный акт подлежит отмене, а заявление общества - удовлетворению в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, определение круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим Законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов.
Следовательно, установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.
Вместе с тем статьей 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.2001, а действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие указанного постановления приостановлено и на 2002 год.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 23.11.2000 N 128-ОЗ-2" следует читать "от 23.11.2000 N 133-ОЗ-2"
Законами Тверской области как субъекта Российской Федерации порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда, включая срок уплаты названного налога, на 2001 и 2002 годы не установлен, поскольку раздел 1 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Тверской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Тверской области 16.01.92, с 01.01.2001 утратил силу в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Тверской области от 23.11.2000 N 128-ОЗ-2 "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств"
Согласно статьям 9 и 21 Федерального закона N 110 (далее - ФЗ N 110) статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 01.01.2003.
При этом статьей 4 ФЗ N 110 установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога, которую налогоплательщик в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно уплатить в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из совокупности названных законодательных актов следует вывод о том, что в 2002 году налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог являлся календарный год, а отчетные периоды по указанному налогу, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, отсутствовали.
Статьей 75 НК РФ уплата налогоплательщиком пеней связывается с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что пени начисляются по итогам не только налогового периода, но и периодов, когда вносятся авансовые платежи.
Инспекция, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О, указывает, что в данном акте разрешен вопрос о порядке и сроках внесения налога на пользователей автомобильных дорог, которые должны были применить судебные инстанции.
Однако налоговый орган не учел, что еще в определении от 04.10.2001 N 183-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что вопрос о соответствии одних законодательных актов другим и о выборе закона, подлежащего применению при рассмотрении конкретного спора, разрешение которого относится к полномочиям судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Следовательно, именно суд должен определить, какие законодательные акты подлежат применению.
В статье 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 83-О указано, что в статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" непосредственно не предусмотрены некоторые элементы налога на пользователей автомобильных дорог, но это само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений. Возникающие же в процессе исчисления и уплаты этого налога сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
Поскольку в 2001 и 2002 годах на территории Тверской области не был установлен налоговый период по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемого в территориальный дорожный фонд, у налогового органа не было оснований для начисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог в течение этих налоговых периодов.
При удовлетворении заявления обществу в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. судебных расходов по оплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2003 по делу N А66-5138-03 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области от 24.06.2003 N 63 в части начисления открытому акционерному обществу "Тверьстеклопластик" 198 814 руб. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001 и 2002 годы.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тверьстеклопластик" из федерального бюджета 1 500 руб. судебных расходов по оплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2003 г. N А66-5138-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника