Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 декабря 2003 г. N А56-14612/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В.,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "Агрофирма "Выборжец" Володиной С.М. (доверенность от 24.02.03 N 7),
рассмотрев 23.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Всеволожскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.03 по делу N А56-14612/03 (судья Лопато И.Б.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Выборжец" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции по Всеволожскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) и об обязании ответчика возвратить 1 574 097 руб. излишне уплаченного налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы за 2000 год (с учетом увеличения суммы иска - лист дела 47).
Решением суда от 13.08.03 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что обязанность по уплате налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы установлена решением Совета представителей муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" "Об установлении местных налогов и сборов в 2000 году", опубликованном в муниципальной газете "Всеволожские вести" от 16.02.00 N 17.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, а также просил оставить решение суда первой инстанции, принятое по настоящему делу, в силе.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, обществом в налоговую инспекцию подано заявление от 21.03.03 N 80 о возврате 1 574 097 руб. излишне уплаченного налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы за 2000 год. В обоснование заявления налогоплательщик сослался на то, что в течение 2000 года производил уплату налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы на основании решения Совета представителей муниципального образования "Колтушская волость" от 28.04.99 N 33, которое не было опубликовано для всеобщего сведения. Налог уплачивался по указанию налоговой инспекции в бюджет Колтушской волости, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
Поскольку в порядке и в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, заявление общества о возврате излишне уплаченного налога налоговым органом не рассмотрено и налог не возвращен, общество обратилось в арбитражный суд.
Общество уплачивало налог на основании решения Совета представителей муниципального образования "Колтушская волость" от 28.04.99 N 33. Данный акт не был официально опубликован.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан законный и обоснованный вывод о том, что налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы в 2000 году на территории Колтушской волости не был законно установлен, поэтому уплаченные в соответствии с неопубликованным решением Совета представителей муниципального образования "Колтушская волость" от 28.04.99 N 33 обществом суммы этого налога за 2000 год являются излишне уплаченными.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы подлежит уплате обществом на основании решения Совета представителей муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" "Об установлении местных налогов и сборов в 2000 году", опубликованном в муниципальной газете "Всеволожские вести" от 16.02.00 N 17, не может быть принят во внимание кассационной коллегией, поскольку не соответствует обстоятельствам дела.
Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Выборжец" является правопреемником акционерного общества закрытого типа "Выборжец".
В соответствии с Законом Ленинградской области от 30.03.98 N 3-03 "Об установлении границ муниципального образования - Всеволожского района Ленинградской области" и Законом Ленинградской области от 17.10.97 N 43-03 "Об установлении границ муниципального образования Колтушская волость" граница между указанными муниципальными образованиями проходит "по границе земель акционерного общества закрытого типа "Выборжец".
Согласно статье 1 Устава муниципального образования "Колтушская волость" Всеволожского района Ленинградской области, утвержденного решением совета представителей муниципального образования "Колтушская волость" от 28.04.99 N 30 и зарегистрированного Ленинградской областной регистрационной палатой 23.08.99, в границы волости полностью включается территория АОЗТ "Выборжец".
Так как общество расположено в муниципальном образовании "Колтушская волость", на него не распространяется действие решения Совета представителей муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" "Об установлении местных налогов и сборов в 2000 году".
Налоговая инспекция не представила доказательств того, что общество находится в муниципальном образовании "Всеволожский район Ленинградской области" и должно уплачивать местные налоги по законодательству данного муниципального образования.
Кроме того, кассационная инстанция обращает особое внимание на тот факт, что налог уплачен обществом в бюджет муниципального образования "Колтушская волость". Именно этот налог и именно из бюджета этого муниципального образования общество просит возвратить ему как излишне уплаченный. Законодательство, регулирующие взимание местных налогов, принятое в другом муниципальном образовании ("Всеволожский район Ленинградской области") не имеет отношения к рассматриваемому спору.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.03 по делу N А56-14612/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Всеволожскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2003 г. N А56-14612/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника