Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 декабря 2003 г. N А26-3782/03-210
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А.,
рассмотрев 08.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.08.03 по делу N А26-3782/03-210 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия (далее - Инспекция) от 17.04.03 N 05-04/108 принятого по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2002 года.
Решением от 14.08.03 суд удовлетворил данное заявление, признав отказ налогового органа в возмещении Обществу 149621 рубля НДС за ноябрь 2002 года не основанным на положениях статей 165, 171 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. По мнению налогового органа Общество неправомерно предъявило к вычету и возмещению 149621 рубль НДС, поскольку в ходе встречных проверок его поставщики не представили бухгалтерскую отчетность и первичные документы, вследствие чего "невозможно подтвердить факт оплаты".
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права установила следующее.
Согласно акту от 17.03.03 Инспекция, проверив в камеральном порядке измененную декларацию Общества по НДС за ноябрь 2002 года, вменила налогоплательщику в вину неправомерное предъявление к вычету 149621 рубля НДС по экспорту со ссылкой на то, что его поставщики в ходе встречных проверок не представили бухгалтерскую отчетность и первичные документы, вследствие чего "факт оплаты налога не подтвержден".
На этом основании Инспекция решением от 17.04.03 N 05-04/108 предложила Обществу уменьшить на 149621 рубль сумму налога, "исчисленную в завышенных размерах к возмещению за ноябрь 2002 года", и внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление Общества, поскольку названное решение налогового органа не основано на нормах налогового законодательства и нарушает права налогоплательщика.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при осуществлении экспортных операций и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении.
Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ. В силу пункта 1 названной нормы налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 названного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Согласно же пункту 3 этой же статьи вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 указанного Кодекса, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Таким образом, обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.
В данном случае Инспекция не оспаривает правомерность применения Обществом ставки 0% в соответствии со статьей 165 НК РФ, а также факт представления им предусмотренных пунктом 1 статьи 172 этого Кодекса первичных документов (счетов-фактур и платежных документов), подтверждающих факт уплаты оспариваемой суммы НДС на основании выставленных продавцами товаров счетов-фактур на оплату приобретенного товара (листы дела 19-20, 24, 26-28), что в силу названных норм и является основанием для применения вычетов и возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций.
При таких обстоятельствах следует признать неправомерным довод налогового органа о том, что "факт оплаты товара встречной проверкой не подтвержден", поскольку Инспекция не оспаривает факты оприходования приобретенных товаров, реализации их на экспорт и представления налогоплательщиком вместе с декларацией по ставке 0% документов, предусмотренных пунктами 2-3 статьи 172 НК РФ, а отсутствие у его контрагентов "бухгалтерской отчетности и первичных документов" не опровергает представленные заявителем достоверные доказательства уплаты им сумм НДС поставщикам при приобретении товаров и не является основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленной продавцом в порядке, установленном статьей 169 НК РФ.
Следует также отметить, что в ходе судебного разбирательства налоговый орган, несмотря на положения части 1 статьи 165 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательства, свидетельствующие о недобросовестности заявителя и недостоверности сведений, которые содержатся в представленных им документах.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.08.03 по делу N А26-3782/03-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2003 г. N А26-3782/03-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника