Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 декабря 2003 г. N А56-16265/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В.,
рассмотрев 10.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение от 26.06.03 (судья Ресовская Т.М.) и постановление апелляционной инстанции от 08.09.03 (судьи Шульга Л.А., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16265/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Андан" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным заключения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 28.03.03 N 13-24/8437 об отказе в возмещении из бюджета 1817589 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2002 года.
Решением суда от 26.06.03 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, обществу обоснованно отказано в возмещении из бюджета 1817589 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2002 года, поскольку в ходе камеральной проверки установлена недобросовестность заявителя и его поставщиков. Все поставщики являются "перекупщиками товара", производитель товара налоговым органом не установлен Из многочисленных участников сделок по перепродаже товара местонахождение двух поставщиков - обществ с ограниченной ответственностью "Феникс" и "Импульс" налоговым органом не установлено. Следовательно, в бюджете отсутствует источник возмещения обществу налога.
Представители общества и налоговой инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что общество экспортирует пиломатериалы и в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ имеет право на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при условии фактического вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации, а также представления в налоговые органы документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 165 НК РФ.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за ноябрь 2002 года, а также предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение указанной ставки налога и налоговых вычетов в сумме 1817589 руб. в связи с экспортом товара.
По результатам проверки инспекцией составлено заключение от 28.03.03 N 13-24/8437. Согласно заключению инспекция отказала обществу в возмещении 1 617 589 руб. налога на добавленную стоимость, ссылаясь на то, что налоговыми органами не установлен производитель товара, а проверенные "по цепочке" поставщики экспортируемого товара являются "перекупщиками". По мнению налогового органа, указанные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности заявителя как налогоплательщика.
Общество не согласилось с заключением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление общества и признал недействительным заключение налоговой инспекции, нарушающее право налогоплательщика на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость и не соответствующее нормам законодательства о налогах и сборах.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость, а также условия реализации этого права установлены статьями 165, 171, 172, 173, 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен, в частности, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых налоговым органом не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговая инспекция в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должна проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 НК РФ, а согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками либо производителями товара, которые являются самостоятельными налогоплательщиками. Следовательно, основания, по которым инспекция отказала обществу в возмещении налога, не соответствуют налоговому законодательству.
Из материалов дела видно, что инспекция не оспаривает факты экспорта товара и представления обществом полного комплекта документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также документов, подтверждающих оплату товара поставщикам вместе с налогом на добавленную стоимость Указанные документы представлены налогоплательщиком и в арбитражный суд. Следовательно, налогоплательщик подтвердил свое право на налоговые вычеты в сумме 1817589 руб. по экспортной декларации за ноябрь 2002 года.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда о незаконности заключения налогового органа от 28.03.03 N 13-24/8437.
С учетом изложенного у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16265/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2003 г. N А56-16265/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника