Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 декабря 2003 г. N А56-22046/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Зубаревой Н.А., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 23.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 25.07.2003 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2003 (судьи Кадулин А.В., Старовойтова О.Р., Полубехина Н.С.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22046/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Адель" (далее - ООО "Адель", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 29.05.2003 N 220, от 30.04.2003 N 163, от 17.06.2003 N 282 об отказе в возмещении Обществу налога на добавленную стоимость за январь-март 2003 года, а также об обязании налогового органа возместить ООО "Адель" из федерального бюджета 9 931 308 руб. названного налога.
Решением суда от 25.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2003, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм процессуального права, в соответствии с которыми запрещается выносить решение относительно лица, не привлеченного к участию в деле. Налоговая инспекция полагает, что суды неправомерно возложили на нее обязанность по возмещению налогоплательщику из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, поскольку правоотношения по возврату из бюджета денежных средств регулируются бюджетным законодательством, согласно которому распорядителем бюджетных средств выступает Министерство финансов Российской Федерации через систему Федерального казначейства. Кроме того, податель жалобы указал, что в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) возврат сумм налога на добавленную стоимость осуществляется органами федерального казначейства.
Стороны о времени и месте слушания дела должным образом извещены, однако представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральные проверки представленных ООО "Адель" деклараций по налогу на добавленную стоимость за январь-март 2003 года, в соответствии с которыми возмещению из бюджета подлежало 9 931 308 руб. названного налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также при приобретении у российских поставщиков товарно-материальных ценностей, используемых в производстве и реализации товаров, облагаемых этим налогом.
Налоговый орган решениями от 29.05.2003 N 220, от 30.04.2003 N 163 и от 17.06.2003 N 282 отказал налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость. При этом налоговая инспекция указала на отсутствие у нее сведений по проводимым в рамках проверки мероприятиям налогового контроля, касающихся фактов уплаты Обществом налога на добавленную стоимость и оприходования контрагентами ООО "Адель" приобретенных у него товаров.
Налогоплательщик посчитал незаконными названные решения налогового органа и оспорил их в арбитражный суд.
Кроме того, Общество просило суд обязать налоговую инспекцию возместить ему из федерального бюджета 9 931 308 руб. налога на добавленную стоимость.
В обоснование заявленных требований ООО "Адель" сослалось на выполнение всех условий, с которыми законодательством о налогах и сборах связывается право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами Общества и удовлетворили заявленные им требования в полном объеме.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную за налоговый период, на сумму налоговых вычетов, к числу которых относятся и суммы названного налога, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ.
Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 НК РФ, в пункте 1 которой указано, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 названного Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями этой статьи.
В частности, пунктом 3 статьи 176 НК РФ установлено, что по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма налога на добавленную стоимость, которая не была зачтена в счет исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, налоговых санкций и погашение недоимки, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.
Таким образом, решение вопроса о возмещении налогоплательщику налога на добавленную стоимость возложено на налоговый орган, который своим решением инициирует процесс возврата налогоплательщику сумм этого налога. Федеральное казначейство только исполняет названное решение налогового органа. Самостоятельно возвратить налогоплательщику налог органы федерального казначейства не вправе.
В связи с этим указание в резолютивной части судебного акта на обязанность налогового органа возместить Обществу налог на добавленную стоимость означает необходимость направления органу федерального казначейства соответствующего решения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено выполнение налогоплательщиком всех условий, предусмотренных законом, для предъявления к вычету налога на добавленную стоимость (налог на добавленную стоимость уплачен таможенному органу, товар принят к учету в установленном порядке) и сделан правомерный вывод о наличии у Общества права на возмещение из бюджета указанного налога.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых налоговой инспекцией актов не нарушены нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22046/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.А.Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2003 г. N А56-22046/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника