Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2003 г. N А56-13345/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Развитие Сервис-индустрии" Гавриловой С.С. (доверенность от 08.09.2003 N 769), Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга Олехновича Г.А. (доверенность от 24.11.2003 N 18/23199),
рассмотрев 18.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ломоносовскому району Ленинградской области на решение от 26.06.2003 (судья Ресовская Т.М.) и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13345/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Развитие Сервис-индустрии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция по Московскому району СПб) возместить Обществу из бюджета 1 518 640 руб. 30 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) путем зачета по внутреннему рынку.
В порядке статьи 49 АПК РФ Общество уточнило свои требования и просило признать недействительным решение налоговой инспекции по Московскому району СПб от 26.11.2002 N 10/20413 в части отказа в возмещении 1 518 640 руб. 30 коп. НДС за июль 2002 года и обязать налоговый орган возместить 1 518 640 руб. 30 коп. налога путем возврата на расчетный счет Общества.
Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2003 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ломоносовскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция по Ломоносовскому району ЛО) привлечена в качестве второго ответчика, поскольку 11.12.2002 Общество встало на учет по месту нахождения в налоговую инспекцию по Ломоносовскому району ЛО, что подтверждается свидетельством о постановке на учет (серия 47 N 001485007, выданном 16.12.2002).
Решением от 26.06.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции по Московскому району СПб от 26.11.2002 N 10/20413 в части отказа в возмещении 1 518 640 руб. 30 коп. НДС признано недействительным. Суд обязал налоговую инспекцию по Ломоносовскому району ЛО возместить Обществу 1 518 640 руб. 30 коп. НДС за июль 2002 года в следующем порядке: 747 512 руб. 86 коп. в счет зачета имеющейся задолженности перед федеральным бюджетом, 771 127 руб. 50 коп. путем возврата на расчетный счет Общества.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция по Ломоносовскому району ЛО просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции.
По мнению подателя жалобы, налоговая инспекция по Ломоносовскому району ЛО не принимала оспариваемого Обществом решения об отказе в возмещении 1 518 640 руб. 30 коп. НДС, которое не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах и не нарушала права и законные интересы налогоплательщика.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором указало на то, что суды обеих инстанций вынесли судебные акты с соблюдением норм материального и процессуального права и просило оставить их без изменения.
Представитель налоговой инспекции по Московскому району СПб возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представитель Общества, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Представитель налоговой инспекции по Ломоносовскому району ЛО, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Как следует из материалов дела, Общество 20.08.2002 представило в налоговую инспекцию декларацию за июль 2002 года по экспортным операциям, НДС по которым исчисляется по ставке 0 процентов. В декларации заявлено к вычету 1 741 604 руб. налога. Вместе с декларацией Общество представило документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение НДС.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных Обществом налоговой декларации и документов по вопросу правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям.
В ходе проверки установлено, что Общество обоснованно заявило к возмещению 973 611 руб. 70 коп. коп. НДС, о чем составлен акт от 19.11.2002 N 10/187К.
На основании акта налоговая инспекция приняла решение от 26.11.2002 N 10/20413 о признании правомерным возмещение 973 611 руб. 70 коп. НДС и отказе в возмещении 1 518 640 руб. 30 коп. налога, поскольку не подтвержден факт уплаты в бюджет НДС поставщиками Общества, в связи с чем в бюджете отсутствует источник возмещения.
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции по Московскому району СПб и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, указал на то, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающие основания возникновения и порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС, не связывают его с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг. Обязанность по возмещению Обществу 1 518 640 руб. 30 коп. НДС возложена на налоговую инспекцию по Ломоносовскому району ЛО, поскольку налогоплательщик состоит в данной инспекции на учете.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества частично, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 783 (далее - Положение), данное министерство осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы - управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня образуют единую централизованную систему налоговых органов.
Как следует из материалов дела и представленных Обществом документов, налогоплательщик 11.11.2002 поставлен на учет в налоговую инспекцию по Ломоносовскому району ЛО.
С этого момента к налоговой инспекции по Ломоносовскому району ЛО перешли права и обязанности территориального органа, входящего в единую централизованную систему налоговых органов, по осуществлению налогового контроля за соблюдением обществом законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению действий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе и связанных с возмещением налогоплательщику НДС согласно статье 176 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов обеих инстанций о возложении обязанности по возмещению 1 518 640 руб. 30 коп. НДС на налоговую инспекцию Ломоносовского района ЛО, поскольку возмещение налога производится органами федерального казначейства из средств федерального бюджета.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют действующему законодательству, а следовательно, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13345/03 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ломоносовскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2003 г. N А56-13345/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника