Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 декабря 2002 г. N А42-2751/02-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Ломакина С.А.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области Терещенко Т.Е. (доверенность от 06.12.2002 N 19-25/02/46),
рассмотрев 17.12.2002 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Анкушева Александра Ивановича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2002 по делу N А42-2751/02-23 (судья Янковая Г.П.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к предпринимателю без образования юридического лица Анкушеву Александру Ивановичу о взыскании 57 080,36 руб. налога на добавленную стоимость и 3 994,31 руб. пеней по этому налогу.
Решением суда от 19.08.2002 иск удовлетворен частично. С предпринимателя взыскано 57 077 руб. налога на добавленную стоимость и 618,09 руб. пеней.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Анкушев А.И. просит отменить решение от 19.08.2002, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - Федерального закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства"). По мнению подателя жалобы, поскольку на момент государственной регистрации его в качестве предпринимателя (06.10.99) он не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость (в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91), этот порядок налогообложения в отношении него и должен действовать в течение четырех лет.
Налоговая инспекция в отзыве указала на необоснованность доводов кассационной жалобы. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Дело рассмотрено без участия Анкушева А.И. либо его представителя, надлежаще извещенного о времени и месте слушания жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Анкушев А.И. является индивидуальным предпринимателем с 06.10.99 (свидетельство о государственной регистрации N 4138). Согласно представленным в налоговый орган декларациям по налогу на добавленную стоимость за 1-й и 2-й кварталы 2001 года сумма этого налога, подлежащая уплате в бюджет за 1-й квартал 2001 года, составила 38 972 руб. (срок уплаты до 20.04.2001), за 2-й квартал 2001 года - 57 077 руб. (срок уплаты до 20.07.2001).
В связи с тем, что в установленный законом срок налог не был уплачен, налоговая инспекция 03.08.2001 в адрес предпринимателя направила требование N 08-34/3969 об уплате 96 049 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость и 3 994 руб. 31 коп. пеней в срок до 13.08.2001.
В связи с частичным исполнением налогоплательщиком требования - уплатой предпринимателем 03.09.2001 налога в сумме 38 968 руб. 64 коп. - налоговая инспекция обратилась с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в части взыскания с ответчика налога на добавленную стоимость за 2-й квартал 2001 года, исходил из того, что в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальные предприниматели с 01.01.2001 являются плательщиками налога на добавленную стоимость, а Закон "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" не может противоречить главе 21 НК РФ.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О "По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации" изложена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Согласно этому определению Конституционного Суда Российской Федерации само по себе расширение законом состава плательщиков того или иного налога при условии, что требования по его уплате не распространяются на период, предшествовавший новому налоговому регулированию, - не может рассматриваться как придание закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, обратной силы. Иное привело бы к неправомерному ограничению дискретных правомочий законодателя при проведении налоговой реформы, предусматривающей, в том числе и более справедливое перераспределение налогового обременения между различными категориями налогоплательщиков.
В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 9 Закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. При этом ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
В случае введения налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (ведение налогового учета, составление счетов-фактур, ведение книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы налога на добавленную стоимость в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
Таким образом, введение статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2001 налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности (часть первая статьи 9 Закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства").
Таким образом, поскольку на момент государственной регистрации Анкушева А.И. в качестве индивидуального предпринимателя (06.10.99) он не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, следует признать, что в силу пункта 1 статьи 9 Закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" требование налоговой инспекции об уплате предпринимателем этого налога в 1 - 2 кварталах 2001 года не обоснованно. Поэтому решение суда в части удовлетворения иска следует отменить, в иске налоговой инспекции отказать.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2002 по делу N А42-2751/02-23 в части взыскания с индивидуального предпринимателя Анкушева Александра Ивановича 57 077 руб. налога на добавленную стоимость и 618,09 руб. пеней отменить.
В иске в этой части отказать.
Возвратить из федерального бюджета Анкушеву Александру Ивановичу 2 407,84 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде 1 инстанции и 1 204 руб., уплаченных по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Н.А.Зубарева |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2002 г. N А42-2751/02-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника