Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 августа 2002 г. N А42-2973/02-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего судьи Клириковой Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В.,
при участии от ЗАО "Карелтраст" Евсюкова А.В. (доверенность от 25.04.2002),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Мурманску на решение от 26.04.02 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-2973/02-16 (судьи Соломонко Л.П., Романова А.А., Евтушенко О.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Карелтраст" (далее - ЗАО "Карелтраст") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 15.02.2002 N 02.4/34/42/802 в части исключения из состава затрат средств, связанных с выплатой районного коэффициента и начисленных на них отчислений во внебюджетные фонды и в части внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность.
Решением суда от 26.04.2002 исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ЗАО "Карелтраст" просил оставить решение суда без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Карелтраст" по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, о чем составлен акт от 18.01.2002 N 02.3/34/07. По результатам проверки вынесено решение от 15.02.2002 N 02.4/34/42/802 о привлечении ЗАО "Карелтраст" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также доначислены налоги и пени.
В ходе проверки установлено, что ЗАО "Карелтраст" включало в состав расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по оплате труда с применением повышенного районного коэффициента.
Налоговая инспекция полагает, что поскольку затраты на выплату заработной платы с учетом коэффициента осуществляются из собственных средств предприятия, то эти затраты не могут относиться на себестоимость.
Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в редакции, действующей в проверяемый период, определено, что районные коэффициенты к заработной плате устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (далее - Постановление N 76) предоставлено право представительным органам субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций и бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании этого постановления Главой администрации Мурманской области издано постановление от 27.01.92 N 64 "О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области", согласно которому для рабочих и служащих всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Мурманской области, установлен районный коэффициент к заработной плате, равный 1,5. При этом выплата надбавок к заработной плате по районному коэффициенту осуществляется за счет средств предприятий и организаций.
Действующее законодательство регулирует вопрос установления районных коэффициентов на федеральном и региональном уровне. На федеральном уровне действует законодательство бывшего СССР, а также постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.92 N 868 (далее - Постановление N 868), а на региональном - принятое в соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 04.09.64 N 380/П-18 Постановление Администрации Мурманской области от 27.01.92 N 64. Постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 дает полномочия на установление районных коэффициентов в рамках установленных на федеральном уровне.
На территории Мурманской области действующим Постановлением N 868 установлен коэффициент 1.80, действующий в г. Мурманске-140. Постановлением Госкомтруда СССР от 04.09.64 N 380/П-18 и Постановлением ВЦСПС от 04.09.64 N 380/П-18 районный коэффициент установлен 1.40. Таким образом, на федеральном законодательстве в Мурманской области установлены рамки коэффициента от 1.40 до 1.80.
Пункт 13 Постановления N 76 дает право региональным властям устанавливать собственный коэффициент в рамках действующего на федеральном уровне.
Поэтому коэффициент 1.50, установленный Постановлением N 64, в рамках делегированных полномочий законен и не является повышенным.
Довод налоговой инспекции о том, что этот коэффициент является повышенным и затраты на него должны производиться из чистой прибыли, несостоятелен.
В соответствии с п. 13 Постановления N 76 затраты на указанные коэффициенты "...осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов". Данная норма означает, что данные затраты не будут финансироваться из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.92 N 653 установлено, что для предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам включаются в затраты на оплату труда в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552. Для учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, указанные выплаты производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание, а в случае их недостаточности - за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, законодательство прямо указывает на то, что данные расходы относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
Указание в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 04.02.91 N 76 на то, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, не противоречит приведенному законодательству, так как это не исключает отнесение указанных затрат на себестоимость. Понятие "средства предприятия" не идентично понятию "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия".
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.04.02 по делу N А42-2973/02-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
М.В.Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2002 г. N А42-2973/02-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника