Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 сентября 2003 г. N А26-1809/03-210
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Кирейковой Г.Г., рассмотрев 03.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.04.2003 по делу N А26-1809/03-210 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Карелстроймеханизация" (далее - ЗАО "Карелстроймеханизация", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) от 06.03.2003 N 05-04/82 в части доначисления 42788 руб. налога с владельцев транспортных средств и взыскания с Общества 46,5 руб. штрафа за неполную уплату этого налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.04.2003 ненормативный акт налогового органа в обжалуемой части признан недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, устанавливающих размер ставок по налогу с владельцев транспортных средств, - статьи 7 Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республика Карелия" (далее - Закон Республики Карелия "О республиканских налогах и сборах"), пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О.
Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения спора надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Карелстроймеханизация" 18.03.2002 по платежному поручению N 551 уплатило в бюджет 51142,5 руб. налога с владельцев транспортных средств за 2002 год. В январе 2003 года - 14.01.2003 - Общество представило в налоговый орган декларацию по этому налогу, согласно которой уплате подлежало 8587 руб. налога с владельцев транспортных средств.
Налоговая инспекция, проверив указанную декларацию, составила акт камеральной проверки от 06.02.2003, в котором сделала вывод о том, что при исчислении налога Общество неправильно применило налоговые ставки. Так, по мнению налогового органа, до 10.04.2002 (до вынесения Конституционным Судом Российской Федерации Определения от 10.04.2002 N 107-О) налог на пользователей автомобильных дорог следует исчислять по ставкам, установленным статьей 7 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах и сборах", а после указанной даты - по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
На основании акта проверки от 06.02.2003 налоговая инспекция приняла решение от 06.03.2003 N 05-04/82 о доначислении ЗАО "Карелстроймеханизация" налога с владельцев транспортных средств и привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик сослался на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О, которым признаны неконституционными нормы Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", предоставляющие возможность субъектам Российской Федерации устанавливать повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств. Таким образом, Общество считает, что при исчислении спорного налога за 2002 год должны применяться ставки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.
В пункте 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право в своих законодательных актах увеличивать либо уменьшать ставки налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, указанных в названной статье.
В связи с этим статьей 7 Закона Республика Карелия "О республиканских налогах и сборах" были установлены повышенные ставки спорного налога.
Однако, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-O указанное положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001, признано утратившим силу и не подлежащим применению, как не соответствующее статьям 57 и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно указал, что при исчислении налога с владельцев транспортных средств за 2002 год Общество не должно было применять ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные законом субъекта Российской Федерации, в части, превышающей ставки этого налога, предусмотренные федеральным законом.
Руководствуясь статьями 266, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.04.2003 по делу N А26-1809/03-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2003 г. N А26-1809/03-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника