Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2003 г. N А05-9314/00(02)-230/4
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Коробова К.Ю., Марьянковой Н.В.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 17.12.2002 N 08/02-11/2),
рассмотрев 14.01.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 11.06.2002 (судья Бушева Н.М.) и постановление апелляционной инстанции от 11.10.2002 (судьи Шашков А.Х., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9314/00(02)-230/4,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Леон" (далее - ООО "Леон") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к субъекту Российской Федерации - Архангельской области в лице финансового управления (далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Министерству труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда), Управлению социальной защиты населения Архангельской области, Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) о взыскании 1500 руб. убытков, причиненных невыплатой истцу уполномоченными государственными органами компенсаций по льготам, предоставленным отдельным категориям граждан.
В судебном заседании истец в порядке статей 36 и 37 действовавшего на момент вынесения решения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований до 367 223 руб. за предоставление услуг за период 1999 год - 3 квартал 2000 года.
Решением от 30.03.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2001, в пользу ООО "Леон" взыскано 158461 руб. с субъекта - Архангельской области за счет казны, 206675 руб. с Минтруда, 2087 руб. с Минобороны
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.08.2001 принятые по делу судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Архангельской области.
Определением от 14.02.2002 суд разделил первоначально заявленное ООО "Леон" исковое требование на несколько самостоятельных производств. В рамках настоящего дела рассматриваются исковые требования о взыскании убытков в сумме 150 195 руб., которые истец понес в связи с предоставлением гражданам при взимании платы за услуги связи 50-процентной льготы во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон "О соц. защите инвалидов") и Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах").
Истец до вынесения судом решения уменьшил сумму исковых требований до 147 000 руб. убытков, понесенных им за 1999 год, в том числе 20 585 руб. в связи с предоставлением льготы по Закону "О соц. защите инвалидов" и 126 415 руб. - по Закону "О ветеранах". Кроме того, ООО "Леон" уточнило ответчика, которым был назван Минфин.
Решением от 11.06.2002 исковые требования ООО "Леон" удовлетворены в полном объеме путем взыскания истребуемой суммы с Минфина, в иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2002 решение изменено в части взыскания 475 руб., в их взыскании с Минфина отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на следующее:
- вывод суда о том, что бюджетные средства на реализацию Закона "О ветеранах" не выделялись, не соответствует Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1999 год";
- суд самостоятельно определил не указанный в Законе "О соц. защите инвалидов" источник финансирования, поэтому ссылка суда на приложение N 12 к Федеральному закону "О бюджетной классификации в Российской Федерации" несостоятельна;
- также необоснованна ссылка суда на Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год", поскольку истец потребовал возместить убытки за 1999 год.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Леон" в соответствии с законами "О ветеранах" и "О соц. защите инвалидов" предоставляло гражданам п. Цигломень в 1999 году 50-процентную льготу по абонентской плате за услуги телефонной связи. Компенсация предоставленной льготы не производилась, что и послужило основанием для предъявления данного иска.
Суд, удовлетворяя исковые требования ООО "Леон", исходил из того, что Архангельской области в 1999 году бюджетные средства на реализацию законов "О ветеранах" и "О соц. защите инвалидов не выделялись.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела судом отмечено, что в соответствии со статьей 10 Закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, возмещаются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
В Законе "О соц. защите" не указан источник финансирования льгот инвалидам. Согласно Приложению 12 к Федеральному закону "О бюджетной классификации в Российской Федерации" ведомственная классификация расходов федерального бюджета предусматривает в перечне расходов федерального бюджета расходы по финансированию оплаты и установки телефонов инвалидам наравне с ветеранами.
В соответствии с подпунктами 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О соц. защите инвалидов" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов и формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 названного закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Правила), финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Как следует из письма Департамента бюджетной политики Минфина от 04.11.99 N 02-12-28, затраты на предоставление льгот по установке телефона и абонентской плате за пользование им для ветеранов в 1999 году учитывались в составе трансфертов, направляемых субъектам Российской Федерации.
Во исполнение приложения 22 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1999 год" сумма расходов, учтенных при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона "О ветеранах", в размере 90 450 800 рублей была перечислена Архангельской области.
Поскольку в результате предоставления указанной льготы истец недополучил доходы от платы за оказанные услуги, он и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, суд при наличии доказательств, документально подтверждающих факт предоставления льгот ветеранам, проживающим на указанной территории, пришел к правомерному выводу об обоснованности предъявляемого ко взысканию размера компенсации.
Однако удовлетворение иска путем взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации кассационная инстанция находит неправомерным.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете.
Удовлетворяя исковые требования за счет средств федерального бюджета, суд тем самым принял решение о перераспределении расходной части бюджетов различных уровней.
Кроме того, кассационная инстанция считает правомерным довод подателя жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличия со стороны Минфина виновных действий либо бездействия, в результате которых у истца возникли убытки.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения требований за счет казны Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований за счет казны субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.06.2002 и постановление апелляционной инстанции от 11.10.2002 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9314/00(02)-230/4 отменить.
Взыскать с Департамента финансов Архангельской области за счет казны субъекта Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Леон" 146 525 руб. убытков.
В иске к остальным ответчикам отказать.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2003 г. N А05-9314/00(02)-230/4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника