Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 января 2003 г. N А05-10045/02-527/18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Ломакина С.А.,
рассмотрев 08.01.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2002 по делу N А05-10045/02-527/18 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Севко" (далее - ООО "Севко", Общество) 5 000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 10.10.2002 налоговой инспекции в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 10.10.2002 и удовлетворить иск, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - статей 93 и 126 НК РФ.
Стороны, извещенные о месте и времени слушания дела надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция направила ООО "Севко" требование от 05.03.2002 N 41/5311 о представлении в налоговый орган в срок не позднее 14.03.2002 документов, необходимых для налоговой проверки соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах.
Поскольку в установленный срок налогоплательщик требование не исполнил, налоговая инспекция составила акт от 20.06.2002 N 41-17/271, на основании которого вынесла решение от 22.07.2002 N 41/4612 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ в связи с непредставлением налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившимся в уклонении от представления запрашиваемых документов.
В связи с тем, что налогоплательщик штраф не уплатил, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о его взыскании.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, отказал налоговому органу в иске, указав: "...ответственность, предусмотренная данной нормой Кодекса, применяется не к налоговому агенту (коим является ответчик), отказавшемуся представить в налоговый орган документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а к другим организациям, не представившим по запросу налогового органа документы, относящиеся к деятельности налогоплательщика".
Обжалуя решение в кассационном порядке, истец ссылается на то, что, по его мнению, пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов в установленный срок. В случае же непредставления документов по запросу налогового органа ответственность наступает по пункту 2 статьи 126 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции правильным и не находит оснований для его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135-1 названного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).
Разграничение составов налоговых правонарушений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 126 НК РФ, по мнению кассационной инстанции, следует производить с учетом следующих положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктами 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлены следующие обязанности налогоплательщика: представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"; представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
При этом обязанности, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ, корреспондируют со статьей 93 НК РФ, в которой указано, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Из приведенной нормы видно, что ее действие распространяется именно на проверяемого налоговым органом налогоплательщика, плательщика сборов либо налогового агента.
Положения подпункта 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ разъясняются, в частности, в части 2 статьи 87 НК РФ, где указано, что, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора (встречная проверка).
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что ответственность за неисполнение проверяемым налогоплательщиком, плательщиком сборов либо налоговым агентом требования налогового органа о представлении в налоговый орган документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и необходимых для исчисления и уплаты налога, наступает на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Ответственность на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ применяется к иным организациям, отказавшимся представить налоговому органу сведений о другом налогоплательщике, необходимых для осуществления налогового контроля.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2002 по делу N А05-10045/02-527/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А.Зубарева |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2003 г. N А05-10045/02-527/18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника