Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 января 2003 г. N А05-10328/02-533/11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Троицкой Н.В., Асмыковича А.В., рассмотрев 08.01.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2002 по делу N А05-10328/02-533/11 (судья Шадрина Е.Н.),
Установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области (далее - ИМНС, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с муниципального образовательного учреждения "Дубровская начальная общеобразовательная школа" (далее - учреждение) 10 000 руб. штрафа по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение налогоплательщиком установленного пунктом 3 статьи 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе более чем на 90 дней.
Решением суда от 15.10.2002 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда и удовлетворить иск, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, ИМНС вынесла решение о привлечении учреждения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ в пределах срока давности, установленного пунктом 1 статьи 113 Кодекса, поскольку налоговое правонарушение совершено ответчиком в день подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 15.10.2002 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица постановлением Главы администрации Каргопольского района Архангельской области от 16.11.93 N 250, после регистрации устава в новой редакции представило 19.03.2002 в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет.
По результатам проверки соблюдения налогоплательщиком порядка постановки на учет ИМНС выявила, что учреждение представило соответствующее заявление с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 83 НК РФ. С учетом данного обстоятельства налоговая инспекция составила акт от 14.06.2002 N 05/280 ДСП и вынесла решение от 05.07.2002 N 05/1943 о привлечении учреждения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 Кодекса в виде взыскания 10 000 руб. штрафа и предложила обществу до 19.07.2002 уплатить налоговую санкцию.
Указанное решение получено учреждением 06.07.2002.
Поскольку требование об уплате штрафа не исполнено ответчиком в добровольном порядке, ИМНС обратилась в суд с иском о его взыскании.
Отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на пропуск налоговой инспекцией срока давности привлечения учреждения к налоговой ответственности, установленного статьей 113 НК РФ.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным и не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена данным Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 83 НК РФ заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В соответствии со статьей 116 НК РФ, вступившего в силу с 01.01.99, нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, установленного статьей 83 НК РФ, признается налоговым правонарушением.
Исходя из смысла статьи 116 НК РФ, налогоплательщик считается совершившим налоговое правонарушение с момента истечения десятидневного срока, установленного статьей 83 НК РФ.
За такое правонарушение предусмотрен штраф, размер которого зависит от срока, в течение которого налогоплательщик не исполнял возложенную на него обязанность. Если этот срок не превысил 90 дней - размер штрафа составляет 5 000 руб., если превысил - 10 000 руб.
Как установил суд первой инстанции и подтверждено материалами дела, учреждение со дня вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации не исполнило до 10.01.99 обязанности по подаче в налоговый орган заявления о постановке на учет, то есть совершило налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 116 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса.
Таким образом, из содержания статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 116 Кодекса, если со дня его совершения истекли три года. При этом исчисление данного срока не связывается с моментом обнаружения этого обстоятельства налоговым органом.
В данном случае трехгодичный срок давности со дня совершения учреждением налогового правонарушения, предусмотренного статьей 116 НК РФ, истек 10.01.2002. Решение ИМНС о привлечении ответчика к налоговой ответственности вынесено 05.07.2002, то есть по истечении срока давности, установленного статьей 113 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 109 НК РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим ответственность.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал налоговой инспекции в иске о взыскании с учреждения налоговой санкции в связи с истечением срока давности привлечения его к налоговой ответственности, установленного статьей 113 НК РФ.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2002 по делу N А05-10328/02-533/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Корабухина |
А.В.Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 января 2003 г. N А05-10328/02-533/11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника