Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2004 г. N А42-5034/03-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 12.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.08.2003 по делу N А42-5034/03-29 (судья Быкова Н.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Морская арктическая геологоразведочная экспедиция (далее - ОАО "МАГЭ", общество) 5000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выразившееся в отсутствии первичных документов - налоговых карточек по учету доходов, выплаченных индивидуальным предпринимателям.
Решением суда от 20.08.2003 налоговой инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу, что налоговая карточка формы N 1 НДФЛ к первичным документам не относится.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 02.12.2002 N БГ-04/686," следует читать "от 02.12.2002 N БГ-3-04/686,"
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда, считая его необоснованным и принятым с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество правомерно привлечено к налоговой ответственности за отсутствие налоговых карточек учета доходов индивидуальных предпринимателей по форме N 1-НДФЛ за 2002 год, так как согласно письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.09.2001 N ШС-6-14/734, а также приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.12.2002 N БГ-04/686, зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.12.2002 N 4058, такие карточки являются первичными документами налогового учета и приложением к форме N 1-НДФЛ "Порядок заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2002 год".
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц за 2000-2002 годы, правильности и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных суммах налога за 2000-2002 годы, отчетов об итоговых суммах начисленных и выплаченных доходов и удержанного подоходного налога с налогоплательщиков - физических лиц за 2000 год.
По результатам проверки составлен акт от 05.03.2003 N 08.3-12/203 и принято решение от 31.03.2003 N 08.3-12/296 о привлечении ОАО "МАГЭ" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в частности, в виде взыскания 5000 рублей штрафных санкций по пункту 1 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода, выразившееся в отсутствии первичных документов налогового учета - налоговых карточек по учету доходов, выплаченных индивидуальным предпринимателям за 2002 год.
В связи с тем, что общество добровольно штраф не уплатило, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
В соответствии со статьей 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета.
Согласно статье 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичными документами являются оправдательные документы, подтверждающие хозяйственную деятельность организации, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичных учетных документов, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Согласно статье 10 этого же закона регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы содержится в письме от 24.07.92 N 59 Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку форма N 1-НДФЛ налоговой карточки не соответствует форме, предусмотренной в альбомах унифицированных форм, и не содержит обязательных реквизитов, установленных статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", она не является первичным документом.
Кроме того, форма N 1-НДФЛ не соответствует и форме типового регистра.
Следовательно, привлечение общества к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является неправомерным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.08.2003 по делу N А42-5034/03-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2004 г. N А42-5034/03-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника