Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 декабря 2003 г. N А05-2075/03-80/6
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Пономарева С.В. (доверенность от 17.12.2002),
рассмотрев 09.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.09.2003 по делу N А05-2075/03-80/6 (судья Харичева Г.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архэнерго" в лице Архангельского межрайонного отделения филиала "Энергосбыт" (далее - ОАО "Архэнерго") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Департамента финансов Архангельской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 61 154 руб. 35 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления в июне 2002 года 50-процентной льготы по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан, проживающим на территории МО "Город Архангельск", в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Определением от 10.04.2003 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Определением от 12.05.2003 к участию в деле в качестве третьего ответчика привлечено муниципальное образование "Город Архангельск" в лице отдела социальной защиты населения (далее - МО "Город Архангельск").
Решением от 16.09.2003 исковые требования ОАО "Архэнерго" удовлетворены путем взыскания суммы убытков с МО "Город Архангельск". В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МО "Город Архангельск" просит обжалуемый судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм процессуального и материального права.
Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- при вынесении решения суд по своей инициативе изменил основание иска;
- судом не учтены имеющиеся в материалах дела документы, свидетельствующие о перечислении МО "Город Архангельск" истцу денежных средств в пределах доведенного финансирования;
- судом необоснованно включен в сумму взысканных убытков налог на добавленную стоимость.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Архэнерго" в июне 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" при взимании платы за электроэнергию учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории МО "Город Архангельск". В связи с возникновением у истца убытков в заявленном размере ОАО "Архэнерго" обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего дела судом отмечено, что право военнослужащих и совместно с ними проживающих членов их семей на 50-процентную льготу при оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено действовавшей в июне 2002 года статьей 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих". При этом расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, по жилищному фонду (кроме государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности) производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Положение "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 790.
Пунктом 2 Положения установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг военнослужащим и членам их семей, проживающим в жилых домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных жилых домах, домах жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также в жилых домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, предоставляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, для чего при их формировании предусматривать средства, необходимые органам местного самоуправления для возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами (счетами-фактурами, списками лиц, которым предоставлялись льготы, актами сверки) и сторонами не оспариваются.
Согласно договору от 11.02.2002 N 40 и дополнению к нему энергоснабжающая организация (истец) приняла на себя обязательство предоставить в 2002 году гражданам, в том числе военнослужащим, предусмотренные законодательством льготы по оплате услуг по энергоснабжению, а отдел социальной защиты населения (ранее - Департамент здравоохранения и социальной защиты населения мэрии города Архангельска) в свою очередь обязался перечислять денежные средства на счет ОАО "Архэнерго" в пределах средств, выделенных Управлением социальной защиты населения, по мере их поступления из областного бюджета.
Ненадлежащее, по мнению истца, исполнение отделом социальной защиты населения указанной обязанности послужило основанием для обращения ОАО "Архэнерго" в арбитражный суд.
Кассационная инстанция признает обоснованным вывод суда о том, что факт возникновения у истца убытков в связи с предоставлением льготы подтвержден материалами дела. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиками.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу о том, что доказательств неперечисления из областного бюджета денежных средств в количестве, необходимом для возмещения ОАО "Архэнерго" недополученного дохода, в материалах дела нет. Данных о состоянии счетов отдела социальной защиты населения, на которых могут находится перечисляемые на соответствующие цели из областного бюджета денежные средства, равно как и данных о прохождении по указанным счетам денежных средств и их последующей реализации, подателем жалобы не представлено.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд правомерно указал, что подателем жалобы не представлены документы, на основании которых можно было установить как распределены денежные средства в размере 9 011 849 руб. 95 коп., поступившие из федерального бюджета.
Подателем жалобы также не представлено доказательств которые бы свидетельствовали о включении в состав убытков налога на добавленную стоимость
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.09.2003 по делу N А05-2075/03-80/6 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2003 г. N А05-2075/03-80/6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника