Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 марта 2001 г. N А42-2476/00-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Пастуховой М.В., Клириковой Т.В., при участии от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области Хоркиной Н.Б. (доверенность от 01.03.01 N 11-26/1918), Рихтер А.И. (доверенность от 18.01.01 N 11-26/458), от государственного унитарного предприятия "Региональная энергетическая компания" Бушманова Н.Н. (доверенность от 15.01.01), Скребца С.А. (доверенность от 09.02.01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.11.2000 по делу N А42-2476/00-17 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с государственного унитарного предприятия "Региональная энергетическая компания" - дочернего предприятия государственного предприятия "Кольская АЭС" 23266300 руб. задолженности по налогу на добавленную стоимость, числящейся за последним более трех месяцев.
Решением суда от 30.11.2000 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и удовлетворить исковые требования, считая, что суд неправильно применил подпункт 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверив законность принятого по делу решения, кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 16 пункта 1 статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд иски о взыскании задолженности по налогам, сборам, а также по соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).
Из материалов дела следует, что государственное унитарное предприятие "Региональная энергетическая компания" (далее - ГУП "РЭК") создано государственным предприятием "Кольская АЭС" как дочернее, о чем указано в уставе ГУП "РЭК". Дочернее предприятие - ГУП "РЭК" зарегистрировано постановлением главы закрытого административного территориального образования "Город Снежногорск" от 25.12.98 N 896. Согласно пунктам 1.4, 2.1 и 2.2 устава ГУП "РЭК" предприятие создано с целью решения проблемы взаимных неплатежей предприятий и организаций в интересах государственного предприятия "Кольская АЭС" (далее - ГП "Кольская АЭС"). Вся деятельность созданного предприятия направлена, в первую очередь, на обеспечение устойчивой финансово-хозяйственной деятельности учредителя - ГП "Кольская АЭС".
Между дочерним предприятием - ГУП "РЭК" и основным предприятием - ГП "Кольская АЭС" 11.02.99 заключен договор поручения N 1. В соответствии с условиями договора ГП "Кольская АЭС" поручает, а ГУП "РЭК", действуя от имени и за счет доверителя, за вознаграждение берет на себя обязанности осуществлять операции по востребованию задолженности третьих юридических лиц перед доверителем и возвращению денежных средств, векселей и другого имущества доверителю; в случае необходимости производить юридические и фактические действия с полученным от дебиторов имуществом доверителя; по указанию доверителя осуществлять расчеты с его кредиторами. За выполненные по договору поручения работы доверитель обязан выплачивать поверенному, то есть ГУП "РЭК", вознаграждение в размере 0,5% от суммы фактически совершенных сделок и возмещать расходы, понесенные в связи с исполнением договора поручения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на счета в банках, принадлежащие дочернему предприятию ГУП "РЭК", поступала выручка государственного предприятия "Кольская АЭС" за реализуемые потребителям электроэнергию и имущество (векселя), которая направлялась дочерним предприятием по указанию основного предприятия на расчеты с поставщиками (подрядчиками), минуя расчетные счета, принадлежащие основному предприятию. Из выручки, принадлежащей ГП "Кольская АЭС", дочернее предприятие по согласованию с основным предприятием производило удержания и в свою пользу за выполнение работ по договору поручения от 11.02.99 N 1 и по другим основаниям, также минуя расчетные счета ГП "Кольская АЭС".
Указанная схема расчетов государственного предприятия "Кольская АЭС" с потребителями вырабатываемой этим предприятием электроэнергии, а также со своими кредиторами - через счета дочернего предприятия, минуя собственные расчетные счета в банках, - привела к созданию искусственной ситуации отсутствия денежных средств на расчетных счетах основного предприятия - ГП "Кольская АЭС" и значительному увеличению его недоимки по налогам в бюджеты всех уровней.
Так, по состоянию на 01.01.98 ГП "Кольская АЭС" имело недоимку по налогам перед бюджетами всех уровней в сумме 127,3 млн. руб., а в период осуществления расчетов с дебиторами и кредиторами через счета дочернего предприятия (ГУП "РЭК") по состоянию на 01.01.2000 - 392,6 млн. руб. и по состоянию на 01.10.2000 - 567,6 млн. руб.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция правомерно воспользовалась предоставленным ей подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации правом предъявлять иски о взыскании недоимки по налогам, числящейся за основным предприятием, с дочернего (зависимого) предприятия - ГУП "РЭК", и у суда не было правовых оснований для отклонения исковых требований.
Кассационная инстанция считает, что в данном случае не имеет значения сальдо осуществляемых между основным и дочерним предприятиями расчетов за оказанные друг другу услуги, поставленный товар. Законодатель, предусмотрев право налоговых органов взыскивать недоимки по налогам, числящиеся за основным предприятием, с дочернего (зависимого) предприятия и недоимки, числящиеся за дочерним (зависимым) предприятием, - с основного предприятия в случаях, когда на счета дочернего предприятия поступает выручка основного предприятия и на счета основного предприятия - выручка дочернего предприятия, фактически установил солидарную обязанность основного и дочернего предприятий по погашению задолженности перед бюджетом в целях предотвращения создания искусственной ситуации отсутствия средств на счетах налогоплательщика и несвоевременного в связи с этим перечисления налогов в бюджет.
Налоговый орган обратился в арбитражный суд с данным иском после введения в действие изменений, внесенных в статью 31 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, то есть когда он имел право на предъявление такого иска. Взыскиваемая недоимка по налогу образовалась в период деятельности ГУП "РЭК", составляет незначительную часть общей недоимки по налогам, числящейся уже после 18.08.99 за ГП "Кольская АЭС". Поэтому кассационная инстанция отклоняет как несостоятельный довод ГУП "РЭК" о том, что право налогового органа на предъявление подобного иска возникло только с 18.08.99, а следовательно, не может быть взыскана недоимка по налогу, возникшая до 18.08.99.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.11.2000 по делу N А42-2476/00-17 отменить.
Взыскать с расчетного счета государственного унитарного предприятия "Региональная энергетическая компания" в доход федерального бюджета 23266300 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость и 150000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2001 г. N А42-2476/00-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника