Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 декабря 2003 г. N А66-4937-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Фоменко А.А. (доверенность от 03.01.03 N 43),
рассмотрев 22.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.08.03 по делу N А66-4937-03 (судья Бажан О.М.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Рождественская мануфактура" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция) от 18.06.03 N 692-21/171 в части отказа в возмещении 1 707 346 рублей 60 копеек налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2003 года.
Решением от 22.08.03 суд удовлетворил заявление Общества, признав на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 164 и статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) его право на применение ставки 0% при реализации товаров на условиях поставки FCA, а также на применение налоговых вычетов со ссылкой на то, что "в июне 2003 года в Инспекцию представлены счета-фактуры, дооформленные в установленном порядке".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, которое считает необоснованным. При этом налоговый орган указывает на то, что ряд представленных Обществом для подтверждения права на применение вычетов счетов-фактур на сумму 232 984 рубля 72 копейки не содержат наименование и адреса грузоотправителя, а на сумму 25 503 рубля 83 копейки - без номера расчетно-платежного документа в случае получения авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров, чем нарушены требования пункта 5 статьи 169 НК РФ. Кроме того, Инспекция считает, что в силу статей 146-147 НК РФ Общество не является экспортером товаров, так как согласно представленным контрактам право собственности на товар переходит к иностранным покупателям на территории Российской Федерации. Поскольку контракты не предусматривают поставку товара за пределы Российской Федерации, операции по реализации товаров иностранному лицу подлежат налогообложению на общих основаниях. Неправомерно, по мнению налогового органа, "заявлен к возмещению НДС, ранее уплаченный с авансов в размере 35 478 рублей".
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно заключению от 18.06.03 N 21-27/5123 Инспекция в результате проверки декларации Общества по ставке 0% за февраль 2003 года и документов, представленных для подтверждения права на возмещение 1 890 186 рублей НДС отказала решением от 18.06.03 N 692-21/171 в возмещении названной суммы налога. Отказ мотивирован тем, что в нарушение пункта 5 статьи 169 НК РФ ряд представленных для подтверждения права на применение вычетов счетов-фактур не содержат наименование и адреса грузоотправителя (на сумму 232 984 рубля 72 копейки), а также номера расчетно-платежного документа в случае получения авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (на сумму 25 503 рубля 83 копейки). Вместе с тем, по мнению Инспекции, необоснованно предъявлены к вычету 182 839 рублей 40 копеек НДС, ранее уплаченные с авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок, поскольку "часть денежных средств получена после поставки товаров на экспорт". Кроме того, налоговый орган считает, что Общество в силу статей 146-147 ГК РФ не является экспортером товаров, так как согласно представленным контрактам "товар поставляется на условиях FCA - Тверь и право собственности на товар переходит к покупателю в момент отгрузки продукции на транспортное средство покупателя, то есть на территории Российской Федерации", поэтому операции по реализации товаров иностранному лицу подлежат налогообложению на общих основаниях.
Признавая недействительным решение Инспекции от 18.06.03 N 692-21/171 в части отказа в возмещении 1 707 346 рублей 60 копеек НДС, суд правомерно признал право Общество на применение ставки 0% при реализации товаров на условиях поставки FCA - Тверь (Инкотермс-2000).
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6, 8 пункта 1 статьи 164 названного Кодекса, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 этого же Кодекса документы, на основании которых налоговый орган должен не позднее трех месяцев принять решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
При этом пункт 1 этой статьи содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ). В этот перечень включены контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В данном случае Общество вместе с декларацией по ставке 0% за февраль 2003 года представило в Инспекцию полный пакет документов, предусмотренных названной нормой. В числе этих документов контракты, заключенные с иностранными лицами на поставку товаров в Испанию, Германию, Люксембург, Литву, Австрию на условиях FCA - Тверь (том 1, листы дела 79-100, 112-119), то есть за пределы таможенной территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ), а также выписки банков, товаросопроводительные документы и грузовые таможенные декларации, которые подтверждают факты вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и поступления выручки от иностранных покупателей на счет Общества, что соответствует требованиям подпунктов 2-4 пункта 1 статьи 165 НК РФ и не оспаривается налоговым органом. Указанные документы в силу пункта 1 названной статьи и подтверждают обоснованность применения Обществом ставки 0% за февраль 2003 года, поэтому несостоятельны доводы Инспекции, основанные на том, что поставка товаров за пределы Российской Федерации осуществлена на условиях FCA (Иноктермс-2000), что не имеет правового значения в рамках применения статей 164-165 и 176 НК РФ.
Вместе с тем, удовлетворяя требование Общества, суд в решении от 22.08.03 указал, что считает необоснованным отказ в возмещении НДС и по причине несоответствия счетов-фактур требованиям действующего законодательства, поскольку налогоплательщик не может отвечать за действия третьих лиц (продавцов экспортированных товаров) и отсутствие в этих документах тех или иных реквизитов, тем более, что в июле 2002 года в Инспекцию представлены "счета-фактуры, дооформленные в установленном порядке".
Данный вывод суда не соответствует нормам налогового законодательства. В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ именно счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ. В связи с этим пункты 5 и 6 названной статьи содержат перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов. Согласно же пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5-6 этой же статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В данном случае Общество не оспаривает, что часть счетов-фактур на сумму 25 503 рубля 83 копейки, представленных им в порядке пункта 1 статьи 172 НК РФ для применения вычетов за февраль 2003 года, выставлены поставщиками без указания номера расчетно-платежного документа, обязательного при получении авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок, а часть счетов-фактур на сумму 232 984 рубля 72 копейки - без указания наименования и адреса грузоотправителя, что является нарушением требований подпунктов 3 и 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Следовательно, Инспекция правомерно отказала Обществу в возмещении НДС за февраль 2003 года в сумме 258 488 рублей 55 копеек, уплаченных по счетам-фактурам, выставленным с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Несостоятелен и довод суда первой инстанции о том, что в июле 2003 года заявитель представил в налоговый орган дооформленные счета-фактуры, так как в силу пункта 2 статьи 169 и пункта 1 статьи 172 НК РФ только при наличии счетов-фактур, приведенных в соответствие с требованиями пункта 5 статьи 169 этого же Кодекса, налогоплательщик вправе предъявить к вычету названную сумму НДС, а следовательно, - в июле 2003 года.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что решение суда от 22.08.03, принятое с нарушением пункта 2 статьи 169 и пункта 1 статьи 172 НК РФ в части признания недействительным решения Инспекции от 18.06.03 N 692-21/171 об отказе заявителю в возмещении 258 488 рублей 55 копеек НДС за февраль 2003 года, следует отменить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а Обществу отказать в удовлетворении этой части заявленного требования. В остальной части решение суда законно и обоснованно, поэтому жалоба Инспекции этой части не подлежит удовлетворению. Следует также отметить, что Общество не оспаривает решение налогового органа по эпизоду отказа в возмещении НДС, уплаченного с авансовых и иных платежей, вследствие получения им денежных средств после отгрузки товаров на экспорт.
Руководствуясь статьей 286 и пунктами 1-2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.08.03 по делу N А66-4937-03 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области от 18.06.03 N 692-21/171 об отказе в возмещении 258 488 рублей 55 копеек налога на добавленную стоимость за февраль 2003 года.
В удовлетворении этой части требования закрытого акционерного общества "Рождественская мануфактура" отказать.
В остальной части обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.В.Троицкая |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 декабря 2003 г. N А66-4937-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника