Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 января 2004 г. N А66-1447-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 13.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.09.2003 по делу N А66-1447-03 (судья Буркова Л.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Рождественская мануфактура" (далее - ЗАО "Рождественская мануфактура") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент) о взыскании за счет казны Тверской области 5716 руб. (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) дохода, недополученного в 2002 году в результате предоставления инвалидам по общему заболеванию и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в муниципальных жилых домах N 19 и N 46 по улице Спартака в городе Твери, льгот по оплате тепловой энергии во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Городское муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание" города Твери (далее - ГМУ "ДЕЗ") и Управление социальной защиты населения администрации города Твери, в качестве второго ответчика - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области.
Решением от 25.09.2003 исковые требования ЗАО "Рождественская мануфактура" удовлетворены путем взыскания 5716 руб. за счет казны Тверской области.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, в частности статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- суд сделал неправильный вывод об источнике финансирования предоставляемых истцом льгот;
в соответствии со статьей 4 Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот инвалидам и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов. Статья 17 Закона устанавливает скидку не ниже 50% при оплате коммунальных услуг;
- федеральные органы государственной власти, установив федеральную льготу инвалидам, должны были предусмотреть в федеральном бюджете на 2002 год и целевые средства на финансирование возмещения выпадающих расходов, возникающих у организаций, оказывающих коммунальные услуги, в результате предоставления льгот инвалидам;
- в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" Тверской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выделено 96366 тыс. руб. Однако этих средств оказалось недостаточно, что повлекло причинение убытков коммерческой организации.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.10.2001 ЗАО "Рождественская мануфактура" и ГМУ "ДЕЗ" заключили договор N 128 на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению нанимателям и собственникам жилых помещений в жилищном фонде (потребителям), техническое обслуживание сетей и расчетам за предоставляемые услуги. Согласно пункту 2.3.1 ГМУ "ДЕЗ" приняло на себя обязательства по начислению, сбору и перечислению на счет истца платежей, полученных от потребителей услуг, за минусом льгот и субсидий, установленных действующим законодательством, а также обязалось производить расчет льгот и субсидий.
В 2002 году ГМУ "ДЕЗ" в соответствии с указанным Законом при взимании платы за оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих в муниципальных жилых домах N 19 и N 46 по улице Спартака в городе Твери. Возникновение в связи с этим у истца недополученного дохода в заявленном размере послужило основанием для обращения ОАО "Тверьоблгаз" в арбитражный суд.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение Тверской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 96366 тыс. руб. Указанная денежная сумма была перечислена Департаменту через Управление федерального казначейства по Тверской области.
Статьей 20 Закона Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2002 год" предусмотрено дополнительно к сумме федерального финансирования выделение денежных средств в размере 11824 тыс. руб. Из отчета об исполнении бюджета области на 2002 год следует, что расходы города Твери были профинансированы на 60,1% (запланировано 19858 тыс. руб., выделено 18604 тыс. руб., фактические расходы составили 30962 тыс. руб.)
По мнению кассационной инстанции, суд пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования за счет средств казны Тверской области.
Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, действие которого продлено на 2002 год, средства федерального бюджета на реализацию этого Закона выделяются в форме субсидий, то есть на условиях долевого финансирования.
Кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о том, что Департамент финансов не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных денежных средств на компенсацию коммерческим организациям затрат, возникающих в связи с предоставлением льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.09.2003 по делу N А66-1447-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2004 г. N А66-1447-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника