Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 января 2004 г. N А05-4323/03-162/21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 17.12.2003),
рассмотрев 13.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" в лице Котласского узла связи - филиала "Арттелеком Архангельской области" на решение от 21.07.2003 (судья Терентьев А.В.) и постановление апелляционной инстанции области от 02.10.2003 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской по делу N А05-4323/03-162/21,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице Котласского узла связи филиала "Арттелеком Архангельской области" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Департаменту финансов администрации Архангельской области, Управлению социальной защиты населения администрации Архангельской области, Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования "Город Коряжма" о взыскании 126780 руб. 50 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам 50-процентной скидки за пользование телефоном за период с августа по декабрь 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
В качестве третьего лица к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Решением от 21.07.2003 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Северо-Западный Телеком" просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, в частности статьи 57 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, истцом с августа по декабрь 2002 года в соответствии со статьей 28 Закона были предоставлены льготы инвалидам по оплате услуг связи в сумме 126780 руб. 50 коп. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 названного Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Судом обеих инстанций установлено, что в соответствии со статьей 57 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" Архангельской области предусмотрено на реализацию Закона выделение субсидий из фонда компенсаций в сумме 165939 тыс. руб.
Указанные денежные средства получены Архангельской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, в том числе Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования "Город Коряжма" перечислено 260100 руб., который в свою очередь в полном объеме перечислил их истцу.
Однако денежных средств, выделенных из федерального бюджета в 2002 году Архангельской области, оказалось недостаточно.
Согласно акту от 27.03.2003 Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка использования денежных средств фонда компенсаций, выделенных из федерального бюджета в 2002 году Архангельской области. Было установлено отсутствие нецелевого использования выделенных средств, а также наличие задолженности Российской Федерации перед Архангельской областью на выполнение Закона в размере 41 805, 0 тыс. руб.
В силу Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (далее - Правила) (действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 год), финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России в финансовом году. Средства же фонда компенсаций, по мнению судов обеих инстанций направляются из федерального бюджета на реализацию Закона в части обеспечения указанных в нем категорий граждан жилыми помещениями и возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а не в части возмещения расходов операторам связи.
Согласно пункту 5 Правил органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными с операторами связи договорами и на основании актов, подтверждающих объем оказанных услуг связи, производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета. Выделение из федерального бюджета средств на указанные цели производится согласно пункту 3 Правил на основании решения Минтруда России о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации с учетом бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Объем оказанных услуг ответчиками не оспаривается и подтверждается имеющимися в материалах дела актами сверки.
С учетом вышеизложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.10.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4323/03-162/21 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" в лице Котласского узла связи - филиала "Артелеком Архангельской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2004 г. N А05-4323/03-162/21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника