Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 декабря 2003 г. N А66-2425-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
при участии от Муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Московского района" г.Твери Костюкова Н.П. (доверенность от 01.04.2003),
рассмотрев 23.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.09.2003 по делу N A66-2425-03 (судья Борцова Н.А.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-эксплуатационное управление Московского района" г.Твери (далее - МУП "РЭУ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент) о взыскании 375 414 руб. 36 коп. дохода, недополученного в 2001 году в результате предоставления инвалидам, проживающим на территории района, льгот по оплате коммунальных услуг во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 12.09.2003 исковые требования МУП "РЭУ" удовлетворены путем взыскания 375 414 руб. 36 коп. за счет казны Тверской области.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- суд сделал неправильный вывод об источнике финансирования предоставляемых истцом льгот;
в соответствии со статьей 4 Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот инвалидам и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов. Статья 17 Закона устанавливает скидку не ниже 50% при оплате коммунальных услуг;
- федеральные органы государственной власти, установив федеральную льготу инвалидам, должны были предусмотреть в федеральном бюджете в 2001 году и целевые средства на финансирование возмещения выпадающих расходов, возникающих у организаций, оказывающих коммунальные услуги, в результате предоставления льготы инвалидам;
- в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" Тверской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выделено 86 472 тыс. руб. Однако этих средств оказалось недостаточно, что повлекло причинение убытков коммерческой организации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП "РЭУ" в в период с января по декабрь 2001 года в соответствии с Законом при взимании платы за коммунальные услуги учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории Московского района г.Твери. Возникновение в связи с этим у истца недополученного дохода в заявленном размере послужило основанием для обращения МУП "РЭУ" в арбитражный суд.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено выделение Тверской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 86 472 тыс. руб. Указанная денежная сумма была перечислена Департаменту через Управление Федерального казначейства по Тверской области.
По мнению кассационной инстанции, суд пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования за счет средств казны Тверской области.
Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг, пунктом 16 которых предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением указанных льгот по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, возмещаются за счет средств федерального бюджета, а порядок возмещения льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в государственном жилищном фонде, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации, в общественном, муниципальном жилищном фонде, определяется по согласованию органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением губернатора Тверской области от 21.10.96 N 498 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" также были утверждены Правила предоставления указанных льгот, в соответствии с которыми предоставление льгот указанным категориям граждан, проживающим в жилых домах государственного жилищного фонда, находящихся в областной собственности, осуществляется за счет средств областного бюджета, а проживающим в муниципальных жилых домах, домах ЖСК и жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, - за счет средств местного бюджета. При этом пункт 3 указанного постановления предусматривает обязанность финансового управления администрации области (ныне ГУ "Департамент финансов Тверской области") при планировании ассигнований на соответствующий бюджетный год предусматривать в бюджетах городов и районов и областном бюджете средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что Департамент финансов не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 12.09.2003 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2425-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
О.Г.Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2003 г. N А66-2425-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника