Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 декабря 2003 г. N А66-3280-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Чертилиной З.А., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 02.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.08.2003 г. по делу N А66-3280-03 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилфонд" муниципального образования "Конаковский район" (далее - МУП "Жилфонд") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 1 263 066 руб. 06 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, проживающим в муниципальных жилых домах, находящихся в его хозяйственном ведении, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с января по декабрь 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечен Департамент социальной защиты населения Тверской области, в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением от 13.08.2003 исковые требования МУП "Жилфонд" удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с Департамента финансов за счет казны Тверской области. В иске к Минфину РФ отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- в соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
- согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации должно производиться по согласованию с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и утверждаться законами о бюджете;
- в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" Тверской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выделено 96 366 тыс. руб., в том числе 37 071,6 тыс. руб. на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Однако этих средств оказалось недостаточно, что повлекло причинение убытков коммерческой организации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП "Жилфонд" в период с января 2002 по декабрь 2002 года в соответствии с Законом при взимании платы за жилье и коммунальные услуги учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих в муниципальных жилых домах, находящихся в его хозяйственном ведении. Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для обращения МУП "Жилфонд" в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение Тверской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 96 366 тыс. руб. Указанная денежная сумма была перечислена Департаменту финансов через Управление федерального казначейства по Тверской области.
Статьей 20 Закона Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2002 год" предусмотрено дополнительно к сумме федерального финансирования выделение денежных средств из областного бюджета в сумме 11 824 тыс. руб.
По мнению кассационной инстанции, суд пришел к правомерному выводу о наличии вины Департамента финансов Тверской области в возникновении у истца убытков и об отсутствии вины Минфина РФ.
Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, действие которого продлено на 2002 год, средства федерального бюджета на реализацию этого Закона выделяются в форме субсидий, то есть на условиях долевого финансирования.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Департаменте финансов Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 05.06.2002 N 201-па, основными задачами Департамента финансов являются прогнозирование доходов и расходов областного и консолидированного бюджетов Тверской области, составление областного бюджета, осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств, а также регулирование межбюджетных отношений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что Департамент финансов не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.08.2003 по делу N А66-3280-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
О.Г.Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 декабря 2003 г. N А66-3280-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника